Юрий Сайгин: Очень важно, чтобы все программы государства на любой стадии проведения были прозрачными
CNews: Как можно оценить динамику спроса на ИТ-решения в государственном секторе на начало 2011?
Юрий Сайгин: Основные характеристики данного сектора - инертность, отсутствие чёткой модели деятельности, регламентов, а также рассогласованность бизнес-архитектуры и ИТ. Очевидно, что спрос на ИТ-решения в данной области сильно зависит от интереса к ним со стороны органов государственной власти, это и влияет на величину выделяемого бюджета на технологии. Проблема рассогласованности бизнес-архитектуры и ИТ с каждым годом возрастает, так как увеличивается "ИТ-зоопарк". Рано или поздно эту проблему уже нельзя будет не замечать, и для ее решения существует класс продуктов, направленных на управление архитектурой предприятия. Уже сегодня мы отмечаем рост интереса к предложению РДТЕХ в этой области. Поэтому спрос на решения по управлению архитектурой предприятия также будет расти.
CNews: Как вы оцениваете влияние на отечественный рынок ИТ госинициатив в области модернизации и внедрения инноваций?
Юрий Сайгин: На наш взгляд, оценку эффективности данных программ должны давать те, кто является их инициатором. РДТЕХ, как ИТ-компания, могла бы рассмотреть такого рода проекты в рамках соответствия их функциональности тем требованиям, которые были поставлены перед разработчиками - то есть провести ИТ-аудит, а также выдать рекомендации по модернизации системы.
Если всё-таки давать оценку госинициативам, то можно рассмотреть пару примеров - программа "Информационное общество" (2011 - 2020 гг.), проект по созданию национальной программной платформы. В рамках этих проектов поставлены прекрасные цели, но вот как отследить их достижение, результат? Очень важно, чтобы все программы государства, подчёркиваю, на любой стадии проведения, были прозрачными: стадия выполнения проекта, промежуточные результаты, отклонения от плана, финансовые выкладки. Тогда будет возможность корректировать действия и что-то менять.
Систему, позволяющую отслеживать исполнение проектов, мы сделали для Аналитического центра при правительстве Российской Федерации. Смысл как раз в том, чтобы сотрудники, реализующие госинициативы, в оперативном режиме видели результаты своей деятельности, а их руководители могли оперативно принимать решения.
CNews: До недавнего времени уровень информатизации госструктур федерального, регионального и муниципального уровня существенно различался. Когда, по вашему мнению, можно ожидать устранения этого "цифрового неравенства"?
Юрий Сайгин: Мы считаем, что этот уровень по-прежнему существенно различается. Оно и понятно: чем выше уровень управления, тем больше управленческих решений вынужден принимать сотрудник органов государственной власти. ИТ-средства, позволяющие автоматизировать процессы, системы поддержки принятия решений, электронный документооборот, порталы услуг и так далее действительно больше необходимы чиновникам верхнего уровня как инструменты, позволяющие более оперативно и безошибочно управлять теми областями знаний, за которые они несут ответственность. Автоматизация на верхнем уровне может повлечь автоматизацию на региональном, ведь источники данных для систем федерального уровня часто находятся в регионах, и чтобы получать данные быстро и качественно, возникнет необходимость в автоматизации.
CNews: Какие ИТ-решения, на ваш взгляд, наиболее актуальны для российских госведомств сегодня?
Юрий Сайгин: На конференции CNews, посвящённой ИТ в госсекторе, акцент был сделан на программе "Информационное общество" и, как следствие, обсуждении систем поддержки принятия решений, порталов госуслуг. Всё это в том или ином виде является автоматизацией деятельности.
Но мы хотели бы уделить внимание ещё одной задаче государственных структур, которая особо актуальна сейчас - это борьба с терроризмом. Разведывательная деятельность, позволяющая предотвратить страшные последствия такой угрозы, должна быть одним из приоритетных направлений государственной политики.
Основа для противостояния глобальной террористической угрозе - актуальные и точные сведения, получаемые после тщательного анализа огромного количества информации. Известно, что терроризм неразрывно связан с целым рядом других преступлений, обеспечивающих финансирование террористических акций: мошенничество, фальсификация, наркобизнес, отмывание денег, миграционные преступления, убийства и похищения людей. Использование аналитической системы РДТЕХ, предназначенной для анализа различного рода закономерностей, обладающей способностью объединять разрозненные источники данных, обрабатывать и использовать неструктурированную информацию позволит облегчить, ускорить и сделать процесс расследования более эффективным. Мы считаем, что в ближайшие год-два государственные структуры обратятся к разработкам такого типа. Технологии компании i2, на базе которых построено решение РДТЕХ для ведения расследований, востребованы крупнейшими организациями мира по обеспечению безопасности и рекомендованы в качестве стандарта Интерполом и Европолом, ООН, НАТО, следственными органами США, Великобритании и других стран.