С этой целью в Ульяновской области созданы центры ИТ-компетенции, в которых работают не чиновники, а учителя, получающие за это 25%-ную надбавку к своей зарплате. Они помогают гражданам разобраться с тем, как пользоваться порталом. Особенно это актуально для сельской местности, потому что добраться до какого-либо учреждения и попасть туда в приемные часы, чтобы получить нужную справку, сельским жителям достаточно тяжело.
Конечно, не стоит надеяться, что в каждом сельском доме есть компьютер. Но вполне можно создать пункты коллективного доступа и донести до людей информацию о том, что уже необязательно являться куда-то и проводить целый день в очереди. В 2011 году планируется обучить не менее 40 тыс. человек, в основном на селе.
Также г-жа Опенышева говорила и о проблемах, о неготовности госорганов в срок выполнить требования 210-ФЗ, о непонимании граждан необходимости внедрения универсальной электронной карты, о слабой координации действий различных структур, занимающихся информатизацией госорганов, в первую очередь, Ростелекома и Минсвязи.
Электронный документооборот в приоритете
Центральный банк по праву считается одним из лидеров в области информатизации. Создание и функционирование современной банковской системы во многом стало возможным благодаря усилиям ИТ-службы "Банка России". Юрий Тимофеев, советник департамента информационных систем "Банка России", остановился на конкретных пунктах программы "Информационное общество", имеющих отношение к задачам, решаемым ЦБ РФ. Одним из таких приоритетов является электронный документооборот, который внедряется в банке уже в течение ряда лет, и на этом пути достигнуты определенные успехи. Так, в настоящее время 100% сотрудников подключены к ведомственной системе электронной почты, а бумажный документооборот почти полностью дублируется в электронной форме.
Г-н Тимофеев выразил надежду, что в ходе реализации госпрограммы будет решена задача обеспечения юридической значимости электронного документа - тогда можно будет отказаться от использования многих видов бумажных документов.
Нана Глонти, начальник отдела интернет-технологий компании "РДТех", рассказала о концепции ECM и о том, как современные ECM-платформы могут быть применены для решения различных задач, связанных с обработкой документов. Это касается не только оперативного документооборота - мощная ECM-система, такая как Oracle Universal Content Manager способна автоматизировать любые задачи и бизнес процессы в деятельности органов власти.
Татьяна Бакланова, директор московского представительства Digital Design, говорила об изменении подхода к решению задач документооборота для госсектора. Так, по ее словам, требования к проектам трансформируются, а среди ключевых изменений можно отметить необходимость автоматизации регламентов, межведомственного взаимодействия и мобильные рабочие места. Причем последние в настоящее время становятся все более востребованными, поскольку дают возможность работать с информацией тогда, когда для этого есть время - не только в офисе, но и в дороге и дома, а также позволяют иметь "под рукой" все необходимое для принятия решений.
ИТ облегчат жизнь граждан…
Мария Каменнова, генеральный директор Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ и Алексей Борисов, директор департамента корпоративных проектов компании, рассказали об опыте реализации государственных электронных услуг в Пермском крае и Псковской области.
Так, например, в Псковской области на базе решения Software AG & IDS Scheer была реализована комплексная услуга "Регистрация рождения ребенка". Теперь молодые родители могут подать заявление в электронной форме и избавить себя от посещения различных учреждений — ЗАГСа, УФМС, ПФ и других. Эта услуга доступна через единый портал госуслуг и функционирует на платформе webMetods.
Александр Загоруйко, заместитель генерального директора по научной работе "Системы и Проекты", остановился на вопросе совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг на примере реализации служб "Одного окна" строительного комплекса города Москвы и Центра обслуживания населения (ЦОН) гор. Москвы.
Для совершенствования административных процессов г-н Загоруйко рекомендует использовать стандарты качества серии ИСО 9001-2008 и обеспечить сертификацию этих услуг согласно ГОСТ Р 40.003-2008.
…и помогут ведомствам
Марина Брагинская, менеджер проекта "Ситроникс", рассказала об опыте своей компании по созданию на платформе IBM FileNet и WebSphere региональных электронных правительств. Так, в Республике Мордовия развернута система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и организовано предоставление электронных госуслуг.
В ходе выполнения таких проектов приходится решать не только технические задачи. Существующие административные регламенты часто являются барьером на пути к электронным госуслугам и должны быть переработаны, чтобы исключить требования различных справок и необходимость личного присутствия гражданина. Только тогда услуга может стать "электронной".
Анна Коробова, начальник отдела службы одного окна и информатизации префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы, рассказала о международном опыте создания электронного правительства и продемонстрировала, какое влияние оказывают ИКТ на трансформацию правительства, как они способствую развитию горизонтальных связей, уходу от жесткой иерархии и упрощению взаимодействия граждан с органами власти.
Развитие госуслуг в мире идет по пути их объединения по "жизненным ситуациям". Говоря языком бизнеса, государство становится более клиенто-ориентированным. А в результате достигается более высокая востребованность электронных услуг у целевого сегмента населения. По опыту Москвы, всего 16 жизненных ситуаций покрывают 80% государственных услуг.