Современная теория менеджмента уверенно оперирует понятием ИТ-стратегии, подразумевая под ним и план развития ИТ, и шаги по его реализации. Прошедшая 28 мая 2014 г. конференция «ИТ-стратегия 2014», организованная CNews Conferences и CNews Analytics, показала: вопрос о том, что такое ИТ-стратегия и как ее применять на практике, вызывает дискуссию.
Резюмировал аспекты реализации ИТ-стратегии Михаил Рыстенко, директор по ИТ транспортной компании «Альбатрос Карго». При совместной разработке стратегии бизнес понимает ИТ-службу, ему ясно, куда и для чего она вкладывает средства. CIO, в свою очередь, получают от бизнеса четкие критерии развития и общаются с бизнес-руководством на равных.
Банковская ИТ-стратегия: движение к оптимизации
Главный тренд в сфере банковской информатизации текущего года – оптимизация бизнеса. По мнению Андрея Фомичева, заместителя председателя правления ЦФТ, для целого ряда банков наиболее эффективно эта задача решается при использовании аутсорсинга. А потому аутсорсинг, наряду с централизацией и унификацией ПО, может стать важной частью ИТ-стратегии банка. Возможна модель частичного аутсорсинга – банк избавляется от некоторых ИТ-задач, поручает сторонней компании инжиниринг бизнес-процессов. Это минимизирует затраты на создание и обслуживание инфраструктуры, а заодно позволяет экономить на персонале.
В розничном кредитовании произошло насыщение рынка, конкуренция выросла, маржинальность снизилась, усложнились методы принятия кредитных решений и потребовались существенные средства, которые бы позволяли настраивать алгоритмы кредитования и анализировать происходящие вокруг кредитов процессы. По словам Василия Кузьмина, директора направления NeoflexReporing компании «Неофлекс», данные тенденции существенно сказались на бизнес- и ИТ-стратегии банков. «Неофлекс» предлагает банкам целый ряд модулей для обслуживания кредитных портфелей, которые объединены в составе аналитического инструмента NeoflexReporting. С их помощью можно контролировать время прохождения заявок на кредиты и собирать их статистику, рассчитывать эффективность скоринговой карты, управлять стратегиями принятия решения, обрабатывать сведения об отказах и получать данные об эффективности работы сети продаж и менеджеров в целом, включая качество кредитного портфеля, работы точек продаж и т.п.
Алексей Пирогов, вице-президент по банковским информационным технологиям Финансовой группы «Лайф», отметил, что сегодня банкам более выгодно формировать краткосрочные ИТ-стратегии, осуществлять сравнительно небольшие проекты и финансировать их за счет бизнеса. Они гораздо реже прибегают к реализациям долгосрочных ИТ-стратегий, связанных, к примеру, со строительством новых дата-центров или модернизацией систем информационной безопасности. Консультантом «Лайф» являются специалисты Gartner, которые помогают избежать тупиковых путей развития бизнеса (когда, например, в финансовой группе после приобретения ряда банков существует несколько различных CRM-систем из-за того, что в присоединенных компаниях не произведена своевременная замена информационных систем). Долгосрочная бизнес-стратегия развития пересматривается каждые 3–4 года. В ее рамках финансовая группа «Лайф» не боится экспериментировать и предлагать достаточно инновационные продукты – это, например, планшетник LifePAD, оснащенный инструментами для доступа к банковским сервисам.
ИТ-стратегия государства: фокус на качество услуг
Стратегия социально-экономического развития региона до 2025 г. есть не что иное, как бизнес-стратегия – в соответствие с ней развиваются и информационные технологии. Эту позицию представил начальник управления ИКТ департамента информатизации и связи Ярославской области Владимир Ионов. Он подчеркнул, что ярославская область поставила перед собой цель войти в десятку лучших регионов по качеству жизни населения и среднедушевому ВВП. При этом предполагается достичь целый ряд показателей, как например: ожидаемая продолжительность жизни – 74 года, номинальный ВРП (валовый региональный продукт) – i1,1 млрд, ВРП на душу населения – i885 тыс., численность населения – 1,27 млн чел.
К 2025 г. темпы роста стратегических отраслей в Ярославской области вырастут в разы
Источник: Департамент информатизации и связи Ярославской области, 2014
Одновременно с этим региональные власти намерены превратить Ярославскую область в один из крупнейших туристских центров и регион с качественными медицинскими услугами. Темп роста стратегических отраслей в 2025 г. должен быть в 4–12 раз выше, чем в 2011 г. Реализуемая в настоящее время стратегия ИТ охватывает период до 2018 г. В ее рамках планируется повысить эффективность работы ОГВ и ОМСУ, улучшить качество медицинских услуг за счет использования ИКТ, повысить безопасность и защищенность населения, обеспечить бесперебойность функционирования ИКТ-инфраструктуры в целом.
В Ярославской области разработана форма организации управления информатизацией региона
Источник: Департамент информатизации и связи Ярославской области, 2014
Владимир Ионов отметил, что в настоящее время все ИТ Ярославской области базируются на технологиях Microsoft, однако в связи с принятой госпрограммой импортозамещения планируется ускорить процесс перевода на российские открытые продукты. В первую очередь это касается платформы, офисных инструментов и СУБД, далее, возможно, будут заменены и другие ИТ-решения (по мере появления). Чиновник представил и форму организации управления информатизацией Ярославской области, модернизация которой позволит ускорить внедрение новых ИТ и позволит сократить и координировать расходы. Ряд необходимых для этого постановлений правительства области и приказов департамента информатизации и связи уже принят.
Сергей Лосев