Современная теория менеджмента уверенно оперирует понятием ИТ-стратегии, подразумевая под ним и план развития ИТ, и шаги по его реализации. Прошедшая 28 мая 2014 г. конференция «ИТ-стратегия 2014», организованная CNews Conferences и CNews Analytics, показала: вопрос о том, что такое ИТ-стратегия и как ее применять на практике, вызывает дискуссию.

страницы:

Эксперты признают: сегодня бизнес и ИТ-служба осознали важность диалога. Топ-менеджеры учатся говорить с «айтишниками» технологическими терминами, а департаменты ИТ в свою очередь нацелены обосновывать необходимость и важность вложений в то или иное оборудование или ПО языком бизнеса. Но это в теории. По словам Николая Ситникова, директора по развитию продуктов Ramax, бизнес мыслит категориями услуг для клиентов, управляет финансами на основе привычных ему показателей и стремится к оптимизации затрат и контролю процессов. ИТ-службы тоже желают в рамках своих компетенций контролировать исполнение процессов, но пока еще понимают исключительно термины технологий и обеспечивают эффективность в соответствии с SLA. Если привязать ИТ-департамент к бизнес-, а не сугубо ИТ-процессам, эффективность взаимодействия повысится. Внедрение средств управления конфигурациями, автоматизация рутинных задач и более широкое применение средств самообслуживания позволит сконцентрироваться на решении наиболее выгодных для бизнеса задач и при этом монетизировать риски.

ИТ-стратегия: подходы

Грамотная ИТ-стратегия сродни хорошему сценарию фильма. Как бы ни зачитывались и не восхищались киносценарием, результат в немалой степени зависит от режиссера. В бизнесе эффективная реализация ИТ-стратегии ложится на плечи CIO.

Выявлено три модели поведения вступающего в должность ИТ-руководителя, которые в своем роде отражают ИТ-стратегию компании. Первая модель – стагнация. Она предполагает пассивное поведение: новый CIO не меняет ничего в текущей архитектуре организации и концентрируется лишь на эксплуатации ИТ-систем. Вторая – революция. Она подразумевает кардинальное изменение всего ИТ-ландшафта. Для ее реализации нужны существенные инвестиции, а изменения не всегда (и не сразу) могут идти на пользу компании. Но ни первая, ни вторая модели не являются эффективными. Наиболее приемлемая, по словам Левона Хачатряна, директора по консалтингу IBS, – модель устойчивого развития, когда новые ИТ-решения внедряются и интегрируются при необходимости, следуя за развитием компании и стимулируя его.

Что еще может влиять на бизнес- и ИТ-стратегию? Свой взгляд представил Юрий Зеленков, директор по информационным технологиям НПО «Сатурн». Он перечислил основные принципы организации, которые и определяют особенности бизнеса: ограниченная рациональность, сокращение издержек, институальность (правила, определяющие выбор управленческих решений), эволюция, факторы производства и комплементарность. Все вместе они позволяют координировать и мотивировать работу сотрудников, обеспечить эффективность организации и эволюцию бизнеса под воздействием внешней среды. Внедрение информационных систем, которое проводится в рамках ИТ-стратегии, должно сопровождаться и изменениями в бизнес-процессах. ИТ-система постоянно нуждается в доработках, модификациях и улучшениях.

ИТ-стратегия – путь к трансформации

ИТ-стратегия сравнима с живым организмом. Она развивается и эволюционирует. В 2007 г. Gartner предложил методологию RGT (run – эксплуатация, grow– развитие, transform – трансформация). Эксплуатация – это поддержка существующих процессов, остановка которых приводит к исчезновению организации. Развитие – это реализация мер по ускорению вывода новых продуктов, наращивания качества изделий, привлечения новых клиентов и др. Трансформация связана с открытием новых рынков, адаптаций бизнес-моделей и т.п. Как отметил Владимир Соловьев, директор по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве РФ, на эти три процесса в организациях приходятся доли в пропорции 65:20:15. Пропорция, характеризующая университеты, будет выглядеть иначе. На долю эксплуатации приходится до 75%, на развитие – 15%, на трансформацию – 10%. Учебные заведения стремятся к стабильности, поддержке уже наработанных процессов. Потому-то многие российские университеты отстают от запросов рынка.

Полная их противоположность – инновационные стартапы, которые регулярно появляются в Сколково. Обязательное условие для выхода на новые рынки, выпуска новой продукции – это информация, то есть осмысленные или переработанные, как их охарактеризовал Алексей Широких, CIO Сколковского института науки и технологий, данные, используемые для решения управленческих задач. ИТ помогает не только на стратегическом, управленческом или операционном уровнях, но и на уровне знаний. Так, например, посредством ИТ-решений осуществляется сбор сведений об организациях. Все это повышает в конечном итоге удовлетворенность пользователей, сотрудников и уменьшает загрузку ИТ-персонала, обеспечивает единую точку контакта, а также сравнительно простое включение в работу новых сотрудников.

Коллегу дополнил Владимир Гревцев, ИТ-директор «Роснано», который рассмотрел аспекты создания инновационными компаниями своей стоимости. Цели ИТ – не только автоматизация ключевых бизнес-процессов и обеспечение сотрудников качественным ИТ-сопровождением, но и предоставление менеджерам инструментов для корпоративного учета, отчетности и в целом создание условий для использования информации, знаний и технологий для быстрого роста компании (а инновационные компании, как известно, часто создаются для продажи более крупным предприятиям, поэтому выбор бизнес и ИТ-стратегии актуален уже на самом раннем этапе их существования).

«Роснано»: Целевую архитектуру ИТ можно представить в виде «домика»; лучше заниматься оптимизацией каждого уровня, а не надстраивать новые блоки

Источник: «Роснано», 2014

Поддержал экспертов Петр Асратян, директор программы модернизации ИС «Леруа Мерлен». Он отметил, что при адаптации ИТ-стратегии к бизнес-задачам недостаточно заменить или перенастроить информационную систему, нужно еще соответствующим образом модифицировать бизнес-процессы, корпоративную культуру, организационную структуру и разработать новые KPI и мотивацию. Подобные процессы происходили в ритейлере «Леруа Мерлен» с января 2012 по сентябрь 2013 гг., заняли около 10 тыс. человеко-дней и привлекли свыше 860 пользователей. На базе решения Oracle Retail были полностью автоматизированы такие задачи, как управление предложениями, закупками, ценами, цепочками поставок, товарными операциями и реализована отчетность.

страницы: