Об облачных технологиях в России говорят так увлеченно и часто, что впору задуматься: это действительно внутренняя потребность современного отечественного бизнеса или банальная погоня за западными трендами? Представители ИТ-департаментов на словах долгое время соглашались, что "облака" — это интересно, но на деле внедрения данной практики в компаниях повсеместными назвать было нельзя. Похоже, что ситуация меняется. На круглом столе от CNews Conferences и CNews Analytics "Облачные технологии: в ожидании роста" директора по ИТ не только рассказали о своем опыте использования облачных решений, но и поделились советами по выбору правильного поставщика.
Александр Корюкин: ИТ-ландшафт очень усложнился, его необходимо контролировать
Александр Корюкин, руководитель направления по решениям IBM Tivoli для управления ИТ-инфраструктурой, IBM в России и СНГ, считает, что сегодня бизнесу в первую очередь требуется постоянные мониторинг взаимодействия всех компонент ИТ-инфораструктуры.
CNews: Как вы оцениваете развитие облачных технологий в России?
Александр Корюкин: Время, накопленная практика и просветительские усилия игроков рынка делают свое дело: компании начинают воспринимать термин "облака" как нечто реальное. Все большее число предприятий задумываются, какие шаги следует предпринять, чтобы часть информационных сервисов перенести в облако. Но главное, они понимают, какой выигрыш при этом может быть получен.
С другой стороны, заказчики в подавляющем большинстве готовы работать только над созданием частных облаков. Они редко рискуют передавать вовне свои данные и сервисы. Особенно это заметно в отношении бизнес-критичных сервисов. Хотя гибридные и публичные облака также используются, любой ИТ-руководитель в первую очередь ставит вопрос о создании частного облака внутри компании, и речь идет о предоставлении услуг собственным бизнес-подразделениям. Некоторые продвинулись дальше, выбрав путь хостинга и публичных облаков, но таких компаний пока меньшинство. Не все готовы доверить свои данные партнерам.
Когда компания обращается к облачным сервисам, перед ней возникает ряд достаточно сложных задач. Прежде всего, необходимо определить, какие системы можно и нужно размещать в облаке. Самое сложное – сформировать понимание, что такое облачная инфраструктура и каковы ее потенциальные преимущества в каждом конкретном случае. На основе этого определяются приложения, которые имеет смысл переносить в облако.
Кроме того, далеко не все компании используют системы, построенные на стандартных технологиях. Масса приложений основана на внутренних разработках, причем зачастую они не имеют открытых интерфейсов взаимодействия. При этом они являются бизнес-критичными, и отказаться от их использования невозможно. Развивать такие приложения в сторону облачных систем не всегда получается. С этой точки зрения даже в самых развитых с точки зрения ИТ компаниях можно встретить уникальный компонент, который не вписывается в облачную концепцию. Эта проблема может стать барьером для многих облачных инициатив. В такой ситуации стоит задуматься о переводе систем на стандартные промышленные платформы, которые всегда проще перенести в облачные среды, чем собственные разработки. Опыт и экспертиза сервисных подразделений IBM помогает решать подобные и многие другие сложные задачи заказчиков.
CNews: Как вы оцениваете прозрачность и контролируемость ИТ-инфраструктуры российских компаний?
Александр Корюкин: Создание частного облака предполагает повышенные требования к надежности средств инфраструктуры, осуществляющих его поддержку, и прозрачности их работы. Любопытно, что эти требования укладываются в общую тенденцию изменения отношения компаний к ИТ. На первый взгляд, эта тенденция не связана с облачной концепцией. Однако то, что запросы организаций не противоречат ей, во многом и предопределяет рост популярности облаков. В целом наблюдаемую картину можно назвать переходом от частного к общему. У заказчиков есть стремление обеспечить прозрачность ИТ-процессов на всех уровнях – от инфраструктуры до приложений.
На текущий момент зрелость российского рынка с точки зрения эксплуатации ИТ уже достаточно велика. Сейчас редко можно найти заказчика, особенно из числа крупных компаний, у которого какая-либо часть инфраструктуры была бы не охвачена средствами управления и мониторинга. Другое дело, что не менее сложно найти специалиста, который положительно ответит на вопрос, имеет ли он возможность прослеживать процессы, происходящие в ИТ, от уровня инфраструктуры до уровня бизнес-приложений. Чем сложнее построенная система, тем менее прозрачен процесс взаимодействия между компонентами.
Если говорить об уровне ИТ-руководителей или начальников отделов сопровождения, то их основная задача – обеспечение отказоустойчивости предоставляемых сервисов. Для того чтобы быть уверенными в том, что сервисы работают стабильно и производительно, они должны видеть их работу на всех уровнях. Но в большинстве случаев они не могут сказать, что в данный момент времени происходит с каждым компонентом сервиса. Эта задача действительно является сложной, и ее можно позиционировать как одну из наиболее приоритетных для многих компаний.
В семействе IBM Tivoli есть решения для построения различных систем мониторинга – SmartCloud APM, SmartCloud Monitoring, Tivoli Business Service Manager. Они позволяют решать задачи как частного характера, создавая узконаправленные системы мониторинга конкретных инфраструктурных направлений, так и консолидировать существующие решения сторонних производителей в единое приложение.