Об облачных технологиях в России говорят так увлеченно и часто, что впору задуматься: это действительно внутренняя потребность современного отечественного бизнеса или банальная погоня за западными трендами? Представители ИТ-департаментов на словах долгое время соглашались, что "облака" — это интересно, но на деле внедрения данной практики в компаниях повсеместными назвать было нельзя. Похоже, что ситуация меняется. На круглом столе от CNews Conferences и CNews Analytics "Облачные технологии: в ожидании роста" директора по ИТ не только рассказали о своем опыте использования облачных решений, но и поделились советами по выбору правильного поставщика.
Олег Гаранкин: Облака без интегратора – пустой дым
Олег Гаранкин, член правления консалтинговой группы "Борлас", рассказал, какое место в цепочке поставки облачных сервисов отводится интегратору и почему так важен выбор партнера – поставщика решений.
CNews: Каковы ваши ожидания относительно проникновения облачных решений в бизнес и госсектор?
Олег Гаранкин: Мы видим, что происходят глобальные трансформации в самой модели потребления ИТ. И в 2013-м и в 2014 годах главные драйверы этих трансформаций в мире и в России одинаковы, и облачные вычисления, несомненно, в их числе. В целом мы следуем в русле мировых трендов, правда, с некоторым отставанием. Те же облачные технологии встречают в России множество препятствий: менталитет руководителей, незрелость самих компаний, сложности с законодательством. В то время как ведущие экономики мира уже перевели значительную часть своей ИТ-инфраструктуры в облака, в России только идут пилотные проекты. С другой стороны, использование облаков из модного тренда все-таки переходит в разряд необходимости, поскольку нельзя игнорировать те преимущества, которые дает эта модель.
Среди них можно отметить: простоту развертывания; оплату только используемых ресурсов; эластичность (т.е. размер потребляемых ресурсов может меняться по мере необходимости); сокращение расходов на содержание собственной ИТ-службы; выбор продолжительности подписки в соответствии с необходимым временем использования, использование последних версий программных продуктов; доступ к выделяемым ресурсам по сети с любого устройства, в любом уголке мира.
CNews: Как вы планируете развивать свое предложение с учетом "облачных" тенденций?
Олег Гаранкин: В наших "облачных" предложениях мы, в том числе, опираемся на облачные предложения нашего партнера Oracle, который предстает на рынке в уникальном качестве, одновременно как поставщик облачных инфраструктур, разработчик облачного ПО, облачный хостер. Корпорация предлагает почти весь перечень ее продуктов через облачную модель. Если клиенты решать воспользоваться ими, то, мы уверены, для нас как интегратора и консультанта найдется место в этой цепочке.
Можно даже сказать, что "облака без помощи интегратора – это пустой дым". Ведь нужно решить множество вопросов, среди которых: совмещение существующих систем с системами в облаке, помощь в настройке решения под нужды клиента, обеспечение безопасности, настройка бизнес-приложений, тестирование систем бизнес-приложений, помощь в построении частного облака.
Поэтому для нас как платинового партера Oracle, обладающего 22 специализациями, открывается широкое поле для предложения нашим клиентам профессиональных услуг и помощи в освоении облачной модели. Сегодня мы работаем, в том числе, с бизнес-приложениями нового облачного поколения – Oracle Fusion Applications. Очевидно, что ни одна система такого рода не сможет нормально функционировать на крупном предприятии без дополнительных настроек.
Отмечу, что Oracle предлагает в облаке в качестве сервиса как приложения, так и платформу. Это дает совершенно новые возможности и для нас как партнеров-разработчиков. Здесь открывается широкое поле деятельности в плане использования возможностей облачной PaaS-платформы Oracle для разработки нишевых решений, которые либо закрывают локальные проблемы, связанные с особенностями нашего законодательства, либо решают некие специфические функциональные задачи для определенных отраслей или видов бизнеса.
Конечно, мы уже начали видоизменять наш портфель, чтобы для клиентов движение к облачной модели было поступательным и удобным. Например, первым шагом к облачной модели может стать использование схемы аутсорсинга бизнес-процессов. "Борлас" одним из первых в регионе СНГ получил статус провайдера Oracle BPS. Конечно, эти услуги нельзя в полной мере назвать облачными, но в них заложены многие облачные элементы. Например, как и в случае облаков, затраты на приобретение лицензий по традиционной схеме заменяются доступом к ним по подписке, а в случае размещения BPS-приложений во внешнем хостинге клиент также избегает затрат на закупку и содержание ИТ-инфраструктуры. Развитая практика бизнес-приложений и глубокие знания всего интегрированного стека Oracle позволяют нам предложить такие услуги на основе самого широкого портфеля BPS-приложений: для реализации процессов финансового блока, HR, аналитики, логистики, управления цепочкой добавленной стоимости, управления цепочками поставок и др.
CNews: Какие облачные сервисы обладают максимальным потенциалом спроса в России, на ваш взгляд?
Олег Гаранкин: Если мы проанализируем облачные услуги, то увидим, что существует 5 моделей предоставления/получения: ПО как Сервис (SaaS); Платформа как Сервис (PaaS); Инфраструктура как Сервис (IaaS); Disaster and recovery (DRaaS); База данных как сервис (DBaaS). Есть также три модели с точки зрения архитектуры развертывания – публичное, частное и гибридное. Как показывает опыт, наибольшую популярность имеют SaaS-продукты, затем идут PaaS и IaaS, использование ресурсов для баз данных и восстановления информации после аварий, скорее, носят нишевой характер.
Архитектурно мы видим тяготение к публичным облакам (сервисам) со стороны малых и средних компаний, это и понятно, так как такой подход освобождает их от необходимости инвестиций в свою инфраструктуру. Самые крупные компании, скорее всего, предпочтут строить свой собственные частные облака или использовать гибридную модель, так как у них есть для этого необходимые ресурсы и обычно для них очень важны вопросы безопасности, приватности и защиты данных.