Быстрый рост рынка российского ИТ-аутсорсинга аналитики предрекают вот уже последние 10 лет. Начнется ли ожидаемый многими "экспоненциальный рост" сейчас, когда отечественный аутсорсинговый рынок превратился в небольшую отрасль с оборотом свыше 1 млрд долл.? Эта тема стала одной из главных на конференции CNews Conferences и CNews Analytics "ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы".
Одной из побудительных причин стало то, что в "Сибур Холдинг" изменился состав акционеров. После этого ИТСК там стали рассматривать лишь в качестве одного из одного из внешних провайдеров, планируя при этом выйти из бизнеса своего кэптивного аутсорсера. "Уже сейчас ИТСК на равных участвует в ряде тендеров с другими поставщиками аутсорсинговых сервисов, имея, правда, то существенное преимущество, что уже обладает опытом поддержки существующей инфраструктуры родительских компаний, в которых сейчас реализуется подавляющий объем услуг и сервисов ИТСК. Есть нацеленность на то, чтобы уже через 3-4 года выйти на внешний рынок с теми услугами, которым мы сейчас предоставляем только им", - поделился планами своей компании спикер.
"Изменились обстоятельства, изменилась цель, и модель взаимодействия вследствие этого начала меняться", - прокомментировал кейс ИТСК Герман Суконников, директор направления управленческого консалтинга КПМГ. Для правильного выбора между ин- и аут- сорсингом нужно провести детальный, на уровне отдельных процессов и сервисов, анализ рисков, связанных, например, с тем, что стратегически важный, создающий конкурентные преимущества процесс выйдет за периметр компании, а также принять во внимание множество дополнительных соображений. "Если вы, допустим, видите зрелые ИТ-процессы или сервисы с ежегодным снижением затрат, то зачем передавать их на аутсорсинг? Тот же вопрос можно задать, если стоимость услуг поставщика сравнима с текущими затратами на сервис, и в ряде других случаев", - считает спикер. В то же время, аутсорсинг часто бывает целесообразен, причем не всегда связан исключительно с инновациями. "Необходимость поддержки устаревших систем, - например, в соответствии с требованиям законодательства, - часто бывает причиной обращения к внешнему аутсорсеру", - привел пример спикер.
Аутсорсинг из "облака"
Пока аналитики соревнуются в точности прогнозов, глубине и проницательности суждений, а в кэптивном сегменте идут обусловленные внутренними причинами процессы, уже сегодня на рынке есть компании, которые акцентируются именно на "облачном" аутсорсинге, для обозначения которого за рубежом уже придумали новое словечко – cloudsourcing.
Аналитическая компания Quocirca провела опрос, согласно которому доля корпоративных дата-центров снизилась в 2011 г. до 44% (против 60% в 2010г.). В то же время сегмент пользователей внешних ЦОД вырос с 40% до 56%. В меньшинстве оказались и российские компании, опрошенные компанией Dataline, предпочитающие построить свой собственный, корпоративный ЦОД. Их оказалось лишь около 48%, против примерно 55% тех, кто воспользовались бы в "облачных" целях услугами специализированного провайдера. Можно сделать вывод, что говоря о cloudsourcing сегодня, скорее, подразумевают SaaS-сервисы, предоставляемые из "облака" внешнего провайдера, нежели что-то еще.
В сертифицированном по ISO 27001 и PCI DSS безопасном и высокотехнологичном "облаке", созданном на базе сети ЦОД уровня Tier3, обслуживаются десятки клиентов в соответствии с подписанным с ними SLA. Они рассчитываются с провайдером Dataline по факту потребления либо за пул выделенных им ресурсов. Для них уже сегодня поддерживается около 200 виртуальных машин, обеспечивается доступ в сеть Интернет с суммарной полосой 50 Гб/с. Потребители используют около 1,2 Tб ОЗУ, 130 Tб памяти на жестких дисках СХД, объединенных в массив RAID 10 и пр.
Заказчики из финансового сектора, ритейла, e-commerce, логистики, промышленности, медийного бизнеса и разработчики ПО вынесли в "облако" рабочие места, линии технической поддержки, корпоративную почту, порталы, другие функции и ресурсы, включая критичные для их бизнеса приложения. Также они получили доступ к самостоятельному администрированию через удобную веб-панель и прочие возможности. "Нашу динамику привлечения новых клиентов можно рассматривать в ежемесячном формате. В среднем за месяц подписывают договор и встают в облако около 10-20 новых заказчиков. У нас есть возможность обеспечить им по SLA доступность "облака" не только на выходе из дата-центра, но и непосредственно из офиса заказчика", - сообщил директор по производству DataLine Григорий Атрепьев.
Особенностям ИТ-аутсорсинга в "эпоху облаков" посвятила свой доклад Марина Аншина, председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров. Она считает, что само по себе предоставление ПО, платформы или инфраструктуры в формате сервиса, в общем-то, подразумевает, что значительная часть ИТ-активов переходит к обслуживающему их аутсорсеру в собственность, поскольку такое распределение ролей в данном случае наиболее логично. С другой стороны, стратегические и текущие ИТ-интересы клиента должна отстаивать эффективно функционирующая служба заказчика, хотя ее выделение в качестве организационной единицы в структуре предприятия-клиента докладчица не считает строго обязательным. Одной из функций этой внутренней службы является информирование о новых возможностях. "Даже если компания вывела ИТ на аутсорсинг, все равно развитием должна заниматься сама компания", – утверждает г-жа Аншина.
Зарубежный опыт
Впрочем, есть и страны, которые, видимо, самым естественным образом, - по выражению регионального директора 888Holding Евгения Шульгина, - предназначены для того, чтобы быть не только объектом, но и субъектом аутсорсинга. "Израиль - это своего рода плавильный котел, в котором работают представители из 70 стран мира, что позволяет быстро найти способ быстро войти на рынок другой страны, разобраться в ее культуре", - сообщил г-н Шульгин.
Наиболее открыты для аутсорсинга компании российского телекома, нефтегазового, гос- и фин-секторов, где сделки самые большие как в абсолютном выражении, так и по отношению к полным ИТ-расходам компаний-заказчиков. Сравнение с Западом показывает, что на рынке пока преобладают "низкотехнологичные" или "базовые услуги", кейсов же аутсорсинга сервисов с высокой добавленной стоимостью довольно немного. В других странах проблемы с оказанием выскотехнологичных услуг часто решают глобальные аутсорсинговые компании, однако в России они сталкиваются с нехваткой необходимых для этого кадров, причем не столько технических, сколько руководящих, а также непрогнозируемыми затратами, проблемами с качеством и пр.