Насколько успешны усилия государства по внедрению информационных технологий в систему образования? Казалось бы, все российские школы, которых более 50 тыс, подключены к интернету. Но качество связи зачастую невысокое, а количество компьютеров недостаточно для того, чтобы обеспечить реальные потребности образовательных учреждений. Означает ли это, что ИТ в образовании невозможно использовать полноценно? Участники круглого стола, организованного CNews Analytics и CNews Conferences, высказали свое профессиональное мнение по этому вопросу.
Ирина Ефремова, зам. директора Центра образования №1099 рассказала о том, как в обычной школе неформально подошли к внедрению ИТ-решений. У школы есть собственный сайт, созданный учениками и учителем информатики. Свои веб-страницы имеют все учителя, поэтому значительная часть их общения с родителями школьников происходит через Сеть, что значительно упрощает коммуникации. Кроме того, в школе ведется электронный журнал: оценки можно контролировать в любой момент, даже если ребенок "потерял дневник".
Школа повсеместно использует информационные технологии: учителя готовят презентации и учебные курсы по своим предметам, ученики ведут совместную проектную работу и представляют результаты в электронной форме.
Проблемы использования электронного журнала стали центральным пунктом доклада Михаила Кушнира, руководителя разработки электронного журнала www.rujel.net. При всех положительных моментах таких решений есть и трудности, и возможные конфликтные точки: недостаточная подготовка учителей, отсутствие централизованного решения и поддержки, проблема выбора решения. Так что на текущем этапе можно говорить лишь об отдельных удачных внедрениях электронного журнала, но не о системе.
О ярком примере удачного регионального проекта участникам круглого стола сообщил Эмиль Хайруллов заместитель директора по ИТ средней школы №19 г. Димитровграда Ульяновской области. На реформирование образования в области на 2011-2015г. были выделены значительные средства из федерального и областного бюджетов - более 6 миллиардов рублей. На базе средней школы №19 реализован ряд проектов, относящихся к использованию в образовании ИКТ: внедрена система «Сетевой город. Образование», оказываются услуги по внедрению свободного программного обеспечения в учебных заведениях, создан кабинет оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, открыты курсы компьютерной грамотности для слепых. По мнению Эмиля Хайруллова, "ключевыми задачами на пути перехода к открытому информационному обществу являются стандартизация и развитие созданной инфраструктуры информатизации образования". Глядя на опыт Димитровграда, с этим легко согласиться.
Вузы: "зачет по информатике"
В вузах ситуация с использованием ИТ в процессе обучения и научной деятельности, как и в школах, непростая. В большинстве случаев студентов непрофильных специальностей просто не учат использованию ИТ в повседневной учебной, научной и рабочей деятельности, либо учат, используя устаревшие методики, технологии и оборудование.
Игорь Белоусов, ведущий менеджер HP по работе с образовательными и государственными учреждениями в России, СНГ и Восточной Европе: Hewlett Packard уже много лет вкладывает значительные средства в образовательные программы и работу с ведущими университетами и институтами.
Но не все и не везде так драматично. Положительным опытом поделились представители МИСИСа и МЭСИ. Юрий Чертов, руководитель группы администрирования и защиты информации МИСИС, рассказал об оптимальном использовании оборудования и внедрении технологий виртуализации. В институте, обладающем солидной технической базой, была развернута виртуальная платформа, которая, кроме классических преимуществ (экономия средств на администрировании и электроэнергии, упрощение администрирования и т.п.), позволила дать студентам новые возможности. Например, была создана гибкая, масштабируемая, устойчивая и хорошо защищенная система типовых рабочих групп для работы студентов над научными и учебными проектами.
Также в институте оборудован терминальный зал на 80 рабочих мест для самостоятельной подготовки и доступа к ресурсам электронной библиотеки и пул терминальных рабочих мест в классах УВЦ на 140 рабочих мест.
Любые изменения в учебном процессе теперь отрабатываются на эталонных машинах и тиражируются в нерабочее время за один вечер, а различия в рабочих местах студентов определяются только нуждами учебного процесса.
Профессор, директор центра компетенции в области процессного управления МЭСИ Игорь Федоров рассказал, что в его университете сделан упор на обучение студентов использованию современных информационных технологий на продвинутом уровне, включая методологии описания и анализа бизнес-процессов, работу с ERP-системами и т.д. В центре компетенции процессного управления специалисты МЭСИ готовят квалифицированных бизнес-аналитиков и разработчиков систем управления бизнес-процессами для различных отраслей. Современное экономическое и бизнес-образование в России зачастую не дает комплексного взгляда на исследование, моделирование и автоматизацию процессов, поэтому МЭСИ и занялся этим вплотную.
Проблемой ИТ-подготовки выпускников вузов всерьез озаботились и в МГТУ им. Баумана, одном из ведущих технических вузов страны. Андрей Филиппович, зав. лабораторией проблем технического образования МГТУ им. Баумана, рассказал о созданном в 2009 году по инициативе МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с Cisco, Microsoft, Hewlett-Packard и другими западными и отечественными компаниями "Мультивендорном и академическом консорциуме в области информационно-коммуникационных технологий (МАК ИКТ)", который представляет собой объединение производителей, вузов, НИИ, а также системных интеграторов и других участников.
В рамках консорциума проводится дополнительная подготовка студентов с использованием самых современных учебных средств и программ. Например, студенты "Бауманки" обучаются на курсах Microsoft и к выпуску, кроме диплома, имеют набор профессиональных сертификатов. Можно с уверенностью сказать, что на базе МГТУ создана уникальная площадка для диалога между вузами.
Опыт МГТУ может оказаться востребованным. По словам Сергея Буша, вице-президента корпоративного блока банка "Открытие", крупным работодателям приходится серьезно заниматься доучиванием выпускников, и повышение уровня вузовской подготовки будет воспринято ими с энтузиазмом.
Антон Хавторин / CNews
Презентации участников конференции