Насколько успешны усилия государства по внедрению информационных технологий в систему образования? Казалось бы, все российские школы, которых более 50 тыс, подключены к интернету. Но качество связи зачастую невысокое, а количество компьютеров недостаточно для того, чтобы обеспечить реальные потребности образовательных учреждений. Означает ли это, что ИТ в образовании невозможно использовать полноценно? Участники круглого стола, организованного CNews Analytics и CNews Conferences, высказали свое профессиональное мнение по этому вопросу.
Обсуждение на круглом столе развития ИТ в образовании подтвердило, что "закон джунглей", по которому выживает сильнейший, действует и здесь. Уровень проникновения ИТ в школы и вузы зависит не только от того, насколько активно и качественно государство внедряет их в систему образования. Лучшие результаты получают те учреждения, руководство которых само проявляет инициативу, обеспечивая ученикам и педагогам дополнительные возможности.
В 2011 г. московские власти обеспечили доступом к компьютерам учеников первых классов. В прошлом году для более чем тысячи столичных школ закупили оборудование Apple и Lenovo с соответствующим ПО на сумму более 2 млрд руб. Но во многих школах эти компьютеры практически не используются, поскольку некому их администрировать – штатные единицы системных администраторов предусмотрены далеко не везде, такую "роскошь" могут позволить себе в основном школы, участвующие в специальных учебных программах.
Информатизация образования принесет плоды, если будет реализовываться комплексно, позволяя ученикам и студентам получать актуальные знания, умения и навыки с использованием современных технологий. Яркий пример такого подхода – образовательные программы компании Hewlett Packard, о которых рассказал Игорь Белоусов, ведущий менеджер HP по работе с образовательными и государственными учреждениями в России, СНГ и Восточной Европе. Hewlett Packard уже много лет вкладывает значительные средства в образовательные программы и работу с ведущими университетами и институтами. В России и Восточной Европе в образовательной программе HP участвуют 24 ведущих университета, том числе российские МГУ, МФТИ, МИФИ, СПБГУ, Вятский и Новосибирский университеты и другие.
В этих вузах специалисты HP совместно с прошедшими подготовку преподавателями учат студентов тому, что лучше всего знают сами – это администрирование Linux и космический практикум в МГУ, сетевые технологии и веб-технологии в МИФИ, администрирование и использование полиграфических комплексов HP в Московском Государственном университете печати и т. д. Зачем всё это HP? Ответ прост: компания только выигрывает, когда на рынке труда появляются квалифицированные ИТ-специалисты, способные понять и воплотить в жизнь технологии и решения будущего. Причем она может выбрать среди тысяч занимающихся по ее программам наиболее одаренных выпускников и предложить им работу.
Троечники и ИТ: есть ли мотивация для "серой массы"?
В интернете существует такой образовательный ресурс, как "ГлобалЛаб" – "глобальная школьная лаборатория" для тысяч школьников. Это сообщество школ, объединенных интересом к науке, к совместной работе в командах с такими же энтузиастами из разных точек России и мира.
Работа над проектами в рамках "ГлобалЛаб" помогает детям увидеть в школьных предметах не только "материал для запоминания", но и повод для творческого исследования. Например, десятки школьников из разных регионов могут исследовать погоду по ряду определенных параметров, а потом совместно обрабатывать полученную информацию.
Неожиданным эффектом стало то, что в проект потянулись троечники. Директор по развитию проекта "ГлобалЛаб" Елена Ковалевская отметила "потрясающую активность троечников, на которых в школах уже давно махнули рукой". Эти школьники стали активно работать над проектами и в результате улучшили свои результаты в учебе.
Это, безусловно, показывает огромную роль, которую играют интерес и мотивация – в виде получения зримых плодов своей "учебно-научной" деятельности детьми. А помогают в этом школе информационные технологии.
Игорь Белоусов: Крупные ИТ-компании играют ключевую роль в развитии образования
На вопросы CNews ответил Игорь Белоусов, ведущий менеджер по работе с образовательными и научными учреждениями, Центральная и Восточная Европа, HP.
CNews: Как вы оцениваете сегодняшний уровень информатизации российского образования?
Игорь Белоусов: Уровень информатизации российского образования недостаточный и не соответствующий современному уровню развития ИТ. Во многих вузах работа ведется на устаревших компьютерах. Слабо внедрено преподавание с использованием мультимедийных и интерактивных технологий.