страницы:

Антон Солдатов, директор по развитию Утилекс.

CNews : Как вы оцениваете уровень информатизации российского здравоохранения?

Антон Солдатов: Все технологии автоматизации в области здравоохранения в текущий момент сконцентрированы в трех областях: формирование статистики и взаиморасчеты со страховыми компаниями; управление расписанием и записью на прием; автоматизация технологических процессов.

Тот факт, что отрасль здравоохранения преимущественно бюджетная, существенно продвинул автоматизацию сбора статистических отчетов и формирования консолидированной аналитики. Именно поэтому работа по формированию статистики ориентирована, в первую очередь, на планирование и распределение бюджетных средств и непосредственно к охране здоровья населения имеет слабое отношение.

Автоматизация процессов записи на прием и управления расписанием оказания услуг развивается за счет коммерческой медицины. Именно коммерческие учреждения заинтересованы в том, чтобы избежать простоев оборудования и персонала и повысить привлекательность своих услуг для клиентов.

Появление на рынке компьютеризированных лечебных и диагностических комплексов стало стимулом для автоматизации технологических процессов в медицине. В ходе этих изменений выросла эффективность конкретных технологических операций - быстрее, дешевле, качественней.

Но, повторю, все вышеперечисленное к основной задаче здравоохранения - здоровью населения имеет крайне слабое отношение.

CNews : Какие меры необходимо предпринять, чтобы повысить отдачу от затрат на информатизацию в российском здравоохранении?

Антон Солдатов: В обеспечении здоровья гражданина участвует целый ряд поставщиков услуг (медицина, спорт, социальная помощь, и т.д. ). Все эти учреждения, в настоящий момент, работают независимо друг от друга и сфокусированы не на здоровье конкретного человека, а на эффективности своих услуг. Причем для муниципальных учреждений эффективность - это снижение себестоимости услуги и повышение пропускной способности соответствующего участка, а для коммерческих - повышение прибыльности бизнеса. И до тех пор, пока государство не начнет строить систему с точки зрения единого нормативного и информационного пространства, учреждения будут работать именно так.

Чтобы изменить ситуацию, требуется выстроить все медицинское обслуживание вокруг конкретного гражданина и состояния его здоровья. Для этого необходимо сформировать единый реестр населения и обеспечить взаимодействие медицины с этим реестром. Эта задача вполне достижима на государственном уровне - Налоговой службе и Пенсионному фонду РФ удалось построить свои относительно полные базы данных граждан. Но задача формирования единого информационного пространства – общегосударственная. И решение должно быть общим, оптимальным и с точки зрения здравоохранения, и с точки зрения налогообложения, и с позиций обеспечения личной безопасности граждан. Попытка создать отдельный реестр населения для работы медицинских учреждений, живущий независимо от информатизации остальных государственных функций, – это неэффективные затраты и демотивация структур, создающих это решение. Следует брать за основу имеющиеся наиболее зрелые наработки и развивать их, в том числе и для задач здравоохранения.

Автоматизация процесса, нацеленного на обеспечение здоровья пациента, невозможна без создания единых для всех учреждений стандартов медицинского обслуживания. Диагноз пациента должен определять, какой стандартизованный процесс лечения необходимо применить. История состояния человека будет формироваться, в том числе, из результатов выполнения конкретного случая (экземпляра) лечебного процесса. Все отклонения от стандарта необходимо документировать и обосновывать.

Этапы одного лечебного процесса могут реализовываться различными организациями. Соответственно, информация о персоне, управление каждым отдельным случаем лечения (экземпляром процесса) и история болезни пациента не должны быть собственностью конкретной поликлиники. Они должны размещаться в сети информационных центров и быть доступными любому учреждению, обладающему соответствующей лицензией на медицинские услуги. Этот подход определяет задачи информационных центров общего пользования с точки зрения потребностей здравоохранения.

Подобные информационные центры включают в себя инфраструктуру, технологии, информационное обеспечение и обслуживание. Сформировать подобные центры - задача государства. Наиболее эффективный подход к их созданию - государственно-частное партнерство. Нет необходимости тратить бюджетные средства на формирование инфраструктуры этих центров. Если государство сможет выработать требования к решению и гарантировать внушительный и стабильный объем покупки услуг аутсорсинга вычислительной инфраструктуры, бизнес построит требуемые дата-центры самостоятельно. В этом случае государство сэкономит на капитальных затратах на строительство, на сервисе инфраструктуры. А высвобожденные средства сможет направить на разработку стандартов медицинского обслуживания и систем автоматизации, использующих эти стандарты.

Чтобы подобная система функционировала, конечные медицинские учреждения должны быть готовы к взаимодействию с информационными центрами. Существенная доля затрат на информатизацию здравоохранения как с финансовой, так и с временной точки зрения, приходится именно на обеспечение готовности конечных учреждений. При оценке расходов на информатизацию необходимо учитывать слабую готовность помещений к размещению вычислительной техники. Даже новые ЛПУ строятся по устаревшим стандартам (СНиПам) и не соответствуют требованиям по электропитанию, несущей способности перекрытий, климатическим условиям, возможностям прокладки сетей передачи данных и т.д. В них невозможно поставить ЦОД без реконструкции здания и инженерных систем.

CNews : Какими, с учетом слабой готовности помещений, должны быть решения? Что в этом направлении делает Утилекс?

Антон Солдатов: В рамках задачи по созданию автоматизированной системы поддержки лечебного процесса, мы три года назад проводили обследования клиник Новосибирска и Новосибирской области. По нашим оценкам, на тот момент затраты, необходимые для модернизации инфраструктуры, предназначенной для обеспечения работы внедряемых приложений, были бы в 30 раз больше, чем затраты на проектирование и постановку соответствующих процессов, разработку и внедрение программного обеспечения.

Для того, чтобы повысить эффективность этих затрат, необходима унификация инфраструктурных решений, процессов их производства, логистики и монтажа. С одной стороны, это позволит снизить капитальные затраты учреждений за счет снижения цены изделий и стоимости работ пуско-наладки. С другой стороны, именно унификация дает возможность передать сервис ИТ-инфраструктуры ЛПУ на аутсорсинг, и тем самым снизить операционные затраты. Такие решения должны обладать низкими требованиями к помещениям, возможностью размещения практически в любом месте здания, и быть относительно автономными от внешней среды с точки зрения климатических условий. Это позволит не только существенно снизить расходы на создание и обслуживание, но и за счёт скорости развёртывания избежать превращения проекта по созданию инфраструктуры конечных медучреждений в «ахиллесову пяту» всей программы информатизации.

Исходя из этого видения ситуации, мы создали ряд уникальных решений и продолжаем инвестировать в разработку и создание новых продуктов, адаптированных под российские реалии.

страницы: