Нельзя сказать, что развитие ИТ в российском здравоохранении является сегодня неприоритетным направлением. Однако на фоне остальных проблем, накопившихся в отрасли, ИТ уделяется меньше внимания, чем хотелось бы. Долгое время здесь основной причиной считался недостаток финансирования, однако сегодня ситуация меняется. Как грамотно проводить информатизацию, каковы риски внедрения — эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола "ИТ в здравоохранении 2011: куда движется отрасль", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.
Что же реально произошло в отрасли за последний год? Следует отметить, что в 2010 году внимание государства в определенной степени обратилось к социальной сфере. В связи с этим много говорилось о модернизации, автоматизации и внедрении ИТ-решений в области здравоохранения.
Согласно последнему опросу CNews Analytics, в России растет активность в области внедрения ИТ в медицине. Более того, специалисты лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ) понимают, что Министерство здравоохранения поддерживает развитие таких ИТ, а на рынке можно подобрать подходящие предложения. Остается только найти финансирование и научиться пользоваться специализированными системами и приложениями.
ИТ в медицине: равнение на столицу
Герман Иноземцев, генеральный директор ГБУ "Информационно-аналитического центра Департамента здравоохранения г. Москвы", высказал позицию организации по вопросу информатизации здравоохранения в столице на ближайшие 2 года.
Он обозначил основные цели развития ИТ: удобство для пациентов и эффективность в применении – и огласил бюджет, который на это выделен. Спикер отметил, что акцент в 2011 году будет сделан на поликлинический уровень ЛПУ, а в 2012 году – на стационары. При этом рассматривается перспектива внедрения системы централизованной распределенной облачной архитектуры с использованием тонких клиентов, о чем докладчик рассказал более подробно.
Так, господин Иноземцев заявил, что обсуждается проект внедрения типовой медицинской информационной системы (МИС) — единой по Москве, в дальнейшем возможно тиражируемой по городам РФ. Цель проекта — привести разнообразные МИС в разных ЛПУ к единому стандарту. Спикер особо подчеркнул, что сносить существующие МИС не будут при условии, что такие системы смогут обмениваться информацией с типовой МИС, обеспечивая при этом схожий уровень безопасности данных.
Докладчик рассказал о создании электронной регистратуры, электронной карты пациента и электронном рецепте, отметил введение автоматизированного учета экономической эффективности оказания медицинских услуг и электронной паспортизации ЛПУ. Господин Иноземцев показал присутствующим организационную структуру МИС, пояснил принципы ее работы и особенности, остановился на достоинствах МИС в разрезе специфики лечебных процессов.
А что в Европе?
Своими наблюдениями из практического общения с руководителями регионального здравоохранения и предприятий смежных отраслей, которые принимают участие в развитии ИТ в медицине, поделился Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии. Спикер озвучил некоторые проблемы, которые, по его мнению, будут фундаментально влиять как на реализацию проектов, так и на работу вендоров и интеграторов.Антон Солдатов: Надо выстроить все медицинское обслуживание вокруг конкретного гражданина и состояния его здоровья
На вопросы CNews ответил Антон Солдатов, директор по развитию Утилекс.
CNews : Как вы оцениваете уровень информатизации российского здравоохранения?
Антон Солдатов: Все технологии автоматизации в области здравоохранения в текущий момент сконцентрированы в трех областях: формирование статистики и взаиморасчеты со страховыми компаниями; управление расписанием и записью на прием; автоматизация технологических процессов.
Михаил Переверзев: Мы наблюдаем стойкие тенденции к информатизации здравоохранения
На вопросы CNews ответил Михаил Переверзев, руководитель подразделения сетевых решений департамента медицинских систем ЗАО «Фуджифильм-РО»
CNews: Как вы оцениваете уровень оснащенности российских ЛПУ современным оборудованием и прикладными информационными системами?
Михаил Переверзев:Во многих ЛПУ диагностическое оборудование имеет высокую степень технического износа, что несет опасность для пациентов – по статистике дозы облучения при проведении рентгеновских исследований в РФ превышают среднеевропейские показатели в 1.5-2.5 раза.
Виктор Абрамов: Начинать информатизацию с построения в ЛПУ систем записи на прием к врачу вряд ли разумно
На вопросы CNews ответил Виктор Абрамов, директор по продажам InterSystems
CNews: В 2010 г. президентом и премьером страны много говорилось о необходимости внедрения системы записи на прием к врачу через Интернет и электронной медицинской карты. В то же время, в открытых источниках отсутствует информация о создании государственной системы персонифицированного учета. Насколько, на ваш взгляд, целесообразно в такой ситуации решать локальные задачи? Не приведет ли это к поспешному внедрению множества разнородных, несовместимых между собой программных продуктов?
Виктор Абрамов:Начинать информатизацию здравоохранения региона с построения в ЛПУ систем записи на прием к врачу вряд ли разумно, если решать это как самостоятельные локальные задачи. Это нецелесообразно как с точки зрения усиления и расширения «зоопарка», так и в плане повышения качества оказания медицинских услуг населению. В этом случае мы облегчаем деятельность регистратуры ЛПУ, становится несколько удобнее и пациентам, но реальной помощи врачам в их работе не оказываем.
Павел Захаров: Россия находится в более выгодном положении по сравнению со всеми странами, вступившими на путь информатизации здравоохранения раньше
На вопросы CNews ответил Павел Захаров, консультант по реализации проектов PACS/RIS и интеграции АГФА.
CNews: Как вы оцениваете уровень развития ИТ-инфраструктуры российских ЛПУ на сегодня? Наблюдается ли здесь позитивная динамика?
Павел Захаров: Инфраструктура находится в стадии хаотического зарождения. Некоторые ЛПУ имеют отделы ИТ (АСУ) и сделали существенные инвестиции в серверное и сетевое оборудование. Однако эти инвестиции зачастую преждевременны и неэффективны, так как не привязаны к нуждам реальных информационных систем. Приобретаемое оборудование даже при кажущейся избыточности может не отвечать требованиям производителей будущих ИС и морально устареть к моменту их развертывания. В большинстве же ЛПУ ИТ-инфраструктура либо отсутствует, либо создавалась стихийно и никем не администрируется.
Михаил Плисс: У врачей еще не сложилось однозначного понимания того, что информатизация дает им лично, их коллегам и их пациентам
На вопросы CNews ответил Михаил Плисс, менеджер по работе с Федеральными организациями здравоохранения Microsoft
CNews: Какие проблемы информатизации здравоохранения вы считаете наиболее актуальными применительно к российским реалиям?
Михаил Плисс: Проблема номер один – это целеполагание. В здравоохранении работает много врачей, они хорошо лечат, но многие из них не понимают, причем, совершенно искренне, зачем им компьютеры и системы, что они дают здравоохранению в целом и врачу и пациенту в частности,. Им этого никто не рассказывает.