Сергей Акулич: Уровень готовности к автоматизации персонала и служб ИТ, а также бизнес-пользователей предприятий энергетики выше, чем в других отраслях
CNews: Как бы вы охарактеризовали специфику работы с предприятиями ТЭК - по сравнению с другими секторами?
Сергей Акулич: С предприятиями энергетической отрасли IBA Group работает как на территории Беларуси, так и стран СНГ. Безусловно, общая специфика работы с предприятиями ТЭК складывается независимо от нашего присутствия, и она обусловлена несколькими объективными факторами.
Во-первых, инвестиционные возможности предприятий ТЭК выше, чем в среднем по другим отраслям экономики. Соответственно, предприятия ТЭК могут себе позволить использовать лучшие программные платформы мировых вендров ПО для реализации собственных функциональных подсистем КИС. Кроме того, этот фактор позволяет предприятиям ТЭК осуществлять более глубокую и качественную автоматизацию каждой из функциональных областей управления предприятиями. И мы как подрядчики сталкиваемся с этим подходом в требованиях, предъявляемых к реализуемым проектам.
Во-вторых, специфика производственной деятельности предприятий энергетической отрасли априори предполагает на разных уровнях управления необходимость автоматизации совершенно разнородных и по сути, и по технологической основе групп процессов - от высокоуровневого бизнес-управления до низкоуровневого управления и учета генерации, транспорта и потребления электроэнергии. Причем важный вопрос - какой из уровней автоматизации более критичен с точки зрения выполнения предприятием своих задач. Как следствие, КИС предприятия не может быть построена только с использованием одной или двух программных платформ или систем. Соответственно, реализация каждого отдельного проекта должна планироваться с учетом интеграции с прочими подсистемами и осуществляться в соответствии с интеграционными стандартами - SOA, в частности. Интеграционная составляющая КИС исключительно важна, так как только интегрированное управление сможет обеспечить должную эффективность с точки зрения бизнеса.
В-третьих, как факт можно констатировать, что уровень готовности к автоматизации персонала и служб ИТ, а также бизнес-пользователей предприятий энергетики выше, чем в других отраслях. Это определяется не только финансовыми возможностями предприятий, но и базовым бэкграундом специалистов отрасли.
Сергей Акулич, директор по развитию бизнеса IBA.
CNews: Отмечаете ли вы изменения в спросе со стороны предприятий ТЭК на ИТ - в частности, на решения, предлагаемые вашей компанией?
Сергей Акулич: Могу судить об изменении спроса в части высокоуровневых систем энергетических предприятий, поскольку именно на этом сегменте задач специализируется IBA Group. На сегодняшний день, успешно решив при помощи внедрения базовых модулей ERP-систем общие задачи учета и управления финанасово-хозяйственной деятельностью, энергетические предприятия генерируют спрос на более узкие функциональные задачи, лежащие в плоскости управления бизнесом. Назначение такого рода систем - обеспечить более качественное и глубокое управление отдельными группами бизнес-процессов.
К таким текущим задачам я бы отнес управление техническим обслуживанием и ремонтами - как инструментом снижения издержек и повышения надежности энергоснабжения; управление инвестиционной деятельностью и проектами капитального строительства; управление тарифной политикой.
В перспективе я ожидаю рост спроса на системы класса BI и стратегического анализа и управления, а также связанной с этим направлением тематикой построения корпоративных хранилищ данных. Ибо именно анализ консолидированной информации технологического и экономического уровня, разработка и контроль ключевых интегрированных показателей (KPI, BSC) будут одним из высокоуровневых инструментов снижения потерь в энергетике.
Кроме того, становление КИС приведет к необходимости решения задач управления НСИ - как логической консолидирующей основы КИС, внедрения систем класса MDM.
CNews: Какие из проектов, реализованных вами в ТЭК, были наиболее успешными за последнее время?
Сергей Акулич: Мне, конечно, хочется выделить успешно реализованные в 2009 - 2010гг. проекты на Урале. В течение нескольких последних месяцев компания IBA получила благодарственные отзывы об успешном выполнении проектов по внедрению системы автоматизации финансово-хозяйственной деятельности на базе SAP ERP 6.0 от наших заказчиков из России – «МРСК Урала», «Екатеринбургская электросетевая компания» и «Екатеринбургэнергосбыт».
Проект разработки и внедрения АСУ ФХД в МРСК Урала», с точки зрения масштаба объекта автоматизации, функциональных объемов и сроков, был своего рода вызовом для нашей компании. В рамках проекта совместно со специалистами «МРСК Урала» проведена унификация бизнес-процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью, направленная на обеспечение оперативности и прозрачности управления, повышение эффективности работы предприятий «МРСК Урала».
За 18 месяцев типовое проектное решение было разработано и введено в промышленную эксплуатацию на 23 предприятиях: в центральном аппарате "МРСК Урала", исполнительных аппаратах 3-х филиалов и в 19 производственных отделениях компании. Функциональный объем внедрения - бухгалтерский учет и налоговый учет, учет основных средств, управленческий учет и учет инвестиционных проектов капитального строительства, управление материально-техническим снабжением и договорами, кадровый учет и расчет заработной платы.
Реализация в кратчайшие 4-месячные сроки проектов внедрения на предприятиях ЕЭСК и ЕЭНС стала возможной благодаря использованию наших «фирменных» рациональных подходов к внедрению SAP ERP, основанных на процедурах управления требованиями и ориентации на стандартные решения SAP. Благодаря успешно выполненным на Урале проектам предприятие IBA стало заметным игроком на рынке внедрений SAP в российской энергетике.
Среди проектов в Беларуси знаковым для нас является внедрение и развитие единой системы электронного документооборота предприятий концерна «Белэнерго» и его филиалов, созданной на базе собственного программного продукта «Канцлер» и платформы IBM Lotus. На сегодняшний момент СЭД используют более 10 000 клиентов от центрального аппарата управления концерна до уровня РЭС областных филиалов концерна.
CNews: Спасибо.