В банке был сформирован комитет по технологическим изменениям, в который входят восемь топ-менеджеров от бизнеса и два - от ИТ. Все новые проекты докладываются на заседаниях комитета. Представители ИТ учились говорить с бизнесом, разъясняли суть предлагаемых проектов, показывали цифры. Через некоторое время взаимодействие наладилось, и комитет начал работать эффективно. Так, например, когда маркетинг попросил разработать сервис СМС-оповещений, и проект был представлен, члены комитета заметили, что этот сервис может быть востребован и другими бизнес-подразделениями. Это вполне соответствует духу СОА — многократное использование одних тех же компонент для решения разных задач.
В банках немного по-другому
Олег Фирстов, начальник отдела технической архитектуры банка "Ренессанс Кредит", поделился своим практическим опытом и рассказал о технологических аспектах перехода на СОА. Банк столкнулся с теми же проблемами: рост числа и сложности приложений, необходимость их совместной работы. Внедрение корпоративной сервисной шины (ESB) сразу дало эффект в виде сокращения издержек после ухода от интеграции приложений по модели "точка-точка" и быстрому подключению новых приложений.
Разработчики научились повторно использовать программные компоненты и быстро выстраивать из них новые бизнес-процессы в ответ на запросы отдельных подразделений.
Продолжая размышления о СОА как о концепции, Олег Фирстов сказал, что сервис-ориентированная архитектура – не цель, которой можно достичь. СОА – это путь, которым можно идти. И в заключение своего доклада он дал несколько практических рекомендаций разработчикам СОА-решений. Во-первых, по его мнению, следует внимательнее относиться к интерфейсам сервисов и их грануляции. Слишком крупные и многофункциональные сервисы трудно использовать повторно. Лучше строить системы из небольших кирпичиков, чем из монолитных блоков. Во-вторых, необходимо использовать BPEL (Business Process Execution Language, язык на основе XML) только для долгоживущих процессов. Обычно это процессы, в которых участвует несколько человек принимающих решение. Когда между собой взаимодействуют автоматизированные сервисы, средства BPM могут замедлять работу. В-третьих, господин Фирстов не советует использовать долгие HTTP-сессии. Некоторые сервисы со сложной бизнес-логикой могут отрабатывать запрос несколько минут. Держать открытую HTTP-сессию в этом случае неэффективно, можно столкнулся с нехваткой серверных ресурсов при интенсивном потоке запросов. Также не стоит использовать СОА для перекачки большого количества пакетных данных. Лучше воспользоваться традиционными загрузчиками.
Эдуард Петренко, главный эксперт ДИТ, Управление архитектуры и системных центров компетенции "ЮниКредит Банка", рассмотрел проблему СОА с точки зрения архитектурного процесса. По его мнению, важно уделять внимание не только техническим вопросам архитектуры, но и самому процессу как совокупности внутренних процедур предприятия, направленных на контролируемое изменение системной архитектуры в сторону целевой. Как и для любого процесса, для него должны быть определены ключевые показатели эффективности (KPI).
Переход к новой архитектуре требует перемен в мышлении разработчиков систем. В СОА важны сервисы, имеющие бизнес-значение, и сначала сложно понять, что сервисы взаимодействуют не друг с другом, а с общей шиной, а уже шина определяет, какие данные откуда нужно получить. Поэтому переход к СОА требует и значительных организационных усилий. В частности, отметил господин Петренко, введение стандарта на наименование бизнес-объектов очень помогло разработчикам вникнуть в новую парадигму.
При внедрении СОА важно избегать ловушек, анти-паттернов. Одним из первых анти-паттернов СОА является перенос беспорядка из области прямых межсистемных взаимодействий в сервисную шину. Такой перенос – явное следствие отсутствия проектировочных усилий со стороны архитекторов решения.
В заключение господин Петренко сказал, что успех СОА-проекта возможен только при наличии архитектурного подразделения, обладающего достаточной компетенцией и полномочиями для определения архитектуры вносимых в ИТ-ландшафт изменений.
В итоге все участники круглого стола согласились с тем, что на сегодня в ИТ-индустрии не просматривается подходов, альтернативных СОА. Данная концепция отражает текущий уровень развития информационных технологий, и компании должны для себя решить, оставаться ли им в рамках старых подходов или делать свои системы более современными. Темп и глубина изменений будут зависеть от отрасли и масштабов бизнеса, но так или иначе СОА становится обязательным элементом корпоративной ИТ-культуры.
Презентации участников круглого стола