Несмотря на то, что рынок СОА не оправдал возложенных на него ожиданий и не показал того феерического роста, который ему предсказывали эксперты, без применения данной модели сегодня трудно представить ИТ. Эта технологическая концепция используется в самых различных областях бизнеса. О том, как развивается СОА, о тенденциях и проблемах данного сектора говорили на круглом столе "СОА для бизнеса в России", который состоялся 9 сентября 2010 года при поддержке CNews Conferences и CNews Analytics.

страницы:

В начале 2000-х аналитики предсказывали, что к 2010 г. рынок СОА вырастет до 43 млрд долл. В реальности все оказалось скромнее: сегодня этот сектор оценивают в 2-3 млрд. Виноват в этом не только кризис. Любая новая технологии или концепция порождает завышенные ожидания, потом происходит коррекция и дальше новинка либо переходит в разряд рабочих лошадок, либо отвергается рынком.

Для СОА после эйфории начального периода естественный период осмысления ее реальной полезности совпал с мировым кризисом, что, разумеется, повлияло на внедрение этого подхода в практику.

Но, несмотря на кризис и сильно сократившиеся в связи с этим ИТ-бюджеты, интерес к решениям на основе сервис-ориентированной архитектуры не угас, вопреки предсказаниям некоторых аналитиков.

До кризиса компании тратили в среднем по 1,4 млн долл. на проекты СОА, сообщает AMR Reasearch, и при этом, согласно отчету Burton Group, лишь 4 из 20 инициатив СОА были успешными. Но эти неудачи отнюдь не охладили энтузиазм сторонников модели. По данным Forrester Research, 75% опрошенных аналитиками крупных компаний планировали использовать ее уже к концу 2009 года. Для сегмента среднего бизнеса этот показатель составляет 55-60%. Даже в малом бизнесе от 10 до 25% компаний использовали сервис-ориентированную архитектуру уже на момент проведения опроса, и еще 10-13% планировали внедрить ее до конца 2009 г.

Исследование CNews Analytics показало, что российские компании также проявляют интерес к данной технологической модели. Только 14% опрошенных отрицают готовность рынка к такого рода проектам. Остальные в разной степени положительно оценивают перспективы сервис-ориентированной архитектуры в России.

Что такое "рынок СОА"?

На сегодняшний день нет единого мнения о том, что представляет собой рынок СОА, и участники круглого стола также разошлись во мнениях. При этом никто не оспаривал актуальность самого подхода СОА. Одни считают, что данный сектор – это, фактически, рынок ПО промежуточного слоя (middleware), другие рассматривают СОА более широко, включая сюда BPM и некоторые иные продукты. Поэтому сильно разнятся и оценки объема рынка — от 2 до 10 млрд долл. Также сложно говорить о СОА, не упоминая такие термины, как SaaS и Cloud Computing.

О проблемах и перспективах рынка СОА рассказал Александр Радаев, заместитель главного редактора CNews. Он предложил участникам круглого стола к обсуждению следующие вопросы: какие преимущества может дать СОА российскому бизнесу; каковы основные сложности такого проекта; как сократить затраты на него; когда начинать его внедрять и когда от него отказываться.

Олег Бейлезон, директор департамента инфраструктурных и BPM-решений Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ в своем выступлении говорил о связи СОА и BPM. По его словам, если заниматься только архитектурными решениями, то СОА останется на уровне ИТ-инициативы, которая не выносится на уровень бизнеса. И, следовательно, не стоит ожидать того, что акционеры и топ-менеджеры компании заинтересуются масштабным инфраструктурным проектом, которые дает бизнесу непонятно что.

Парадигма СОА полностью отвечает концепции BPM, когда любой процесс строится как цепочка сервисов. Для слаженной совместной работы этим сервисам нужно только описание интерфейса. После недавнего приобретения IDS Scheer группой Software AG клиенты компании могут получить от одного поставщика интегрированное решение для реализации своих СОА-проектов, которое включает лидирующую BPM-платформу ARIS и ПО для бизнес-инфраструктуры WebMethods от Software AG.

При внедрении СОА-решений экономия достигается за счет повторного использования функциональности, отметил господин Бейлезон. Эта цель становится более достижимой, когда все имеющиеся сервисы описаны в рамках единой бизнес-модели.

СОА на практике

Продолжил тему Дмитрий Мартыненко, руководитель практики интеграционных и веб-решений компании NaviCon Group. По его мнению, начинать внедрение СОА надо с управления нормативно-справочной информацией (НСИ), потому что интеграции систем только на техническом уровне недостаточно: для реализации сквозных бизнес-процессов в архитектуре СОА необходимо, чтобы все сервисы "разговаривали" на одном "бизнес-языке". В качестве примера Дмитрий Мартыненко рассказал об опыте внедрения решения по управлению НСИ MDM NaviCon в компании "Газэнергосеть".

Далее слово перешло к представителям бизнеса, которые поделились с участниками мероприятия не только своим видением преимуществ сервисно-ориентированной архитектуры, но и практическим опытом реализации СОА-проектов.

Максим Смирнов, руководитель департамента архитектуры систем поддержки бизнеса "ВымпелКом" посвятил свое выступление специфике использования СОА-решений для оператора связи. Информационные системы телекоммуникационных компаний являются, пожалуй, самыми сложными в силу огромной клиентской базы и большого количества различных приложений. В отличие от других видов бизнеса, в телекоме особенно важны приложения, которые непосредственно взаимодействуют с оборудованием на физическом уровне — собственно, здесь и происходит оказание услуги абоненту.

Однако сложность инфраструктуры — вовсе не итог ошибок, а прямой результат адаптации и изменений, свойство растущей информационной среды. Это цена, которую пользователи платят за инновации. Но движение по пути лоскутной автоматизации несет риск потери управляемости системы и непредсказуемости ее поведения. А имея за спиной базу в 50 млн абонентов (это около 1/3 населения страны) позволить себе такие риски просто нельзя.

По мнению г-на Смирнова, развитие информационной системы в парадигме СОА дает новые возможности разработчикам композитных приложений, повышает отказоустойчивость и масштабируемость решений, что крайне важно для оператора связи.

"ВымпелКом" встал на путь СОА несколько лет назад, и, попробовав различные технические решения, остановился на Open ESB с коммерческой поддержкой. В компании есть центр компетенции СОА, который разрабатывает архитектуру системы, координирует работу проектных команд и организует взаимодействие с бизнесом.

СОА и кадры

Алексей Матукин, главный специалист отдела разработки технических решений "Бинбанка" продолжил тему, но сфокусировался на другом ее аспекте — человеческом факторе в СОА-проектах. В банковской сфере также увеличивается сложность систем. Некогда монолитная АБС начинает дробиться на отдельные компоненты, поскольку подразделения требуют более быстрого внедрения новых сервисов и разработка фрагментируется. Это ведет к росту численности ИТ-персонала и сложности сопровождения системы. Когда в банке осознали эту проблему, было решено фактически перейти к сервис-ориентированной архитектуре. Причем сам термин не вводился, говорили о неком интеграционном решении. Нельзя сказать, что эта смена концепции далась всем легко. Непримиримым в своем консерватизме разработчикам пришлось покинуть компанию.

страницы: