Реваз Бухрадзе: По инвестициям в ИТ крупные банки уходят в отрыв
На вопросы CNews ответил Реваз Бухрадзе, директор ВСС по развитию бизнеса.
CNews: Как изменилась ИТ-политика банков после кризиса? Какие ИТ стали более востребованными?
Реваз Бухрадзе: В конце 2008 – начале 2010 г. в банках любого уровня наблюдалась массовая "заморозка" действующих ИТ-проектов и отмена перспективных инвестиционно емких проектов, рассчитанных на отдачу в будущем. Сейчас мы видим, что к восстановлению экономики банки разного калибра подходят по-разному. Мелкие банки по-прежнему ведут борьбу за выживание и делают только крайне необходимые покупки, такие как замена отказавшего оборудования. Средние банки разморозили ряд своих ИТ-проектов, в первую очередь инфраструктурные проекты, и занимаются модернизацией сетей, серверных мощностей и оптимизацией филиальной ИТ-инфраструктуры. Крупные банки уходят в отрыв, продолжая инвестировать в ИТ, и отдают предпочтение тем проектам, которые направлены на снижение операционных издержек и повышение качества обслуживания.
CNews: Как вы оцениваете динамику инвестиций банков в обучение? Насколько это важная статья расходов для банков?
Реваз Бухрадзе: В своей деятельности банки, как и другие компании, использующие и внедряющие широкий ассортимент ИТ-систем, имеющие значительные по численности персонала многофилиальные структуры, используют от 10 до 21% стоимости ИТ-проектов на обучение персонала. Это достаточно существенная и значимая часть расходов компаний. Однако следует учесть, что внедрение иностранных ИТ-продуктов и систем не приносит российским инвесторам той доли прибыли от эффекта обучения, которая отходит иностранным подрядчикам или входит в лицензионные отчисления. Развитие российского сектора услуг по обучению и переподготовке персонала в настоящее время становится все более приоритетным.
CNews: Каковы требования финансового сектора к интеграторам? Сложно ли им соответствовать? Насколько трудно работать с банками?
Реваз Бухрадзе: Требования банкиров к системным интеграторам сформировались давно, и сам их набор достаточно консервативен. Это значительный срок присутствия компании на ИТ-рынке, наличие большого портфолио выполненных проектов, штата сертифицированных специалистов и статусов авторизованных партнеров ведущих мировых и отечественных вендоров. Большинство крупных интеграторов может похвастать и тем, и другим, и третьим, здесь сложностей соответствия требованиям банков не возникает.
Что касается вопроса о трудностях работы с финансовым сектором, то они имеются. В момент кризиса рынок резко сжался, и несмотря на ослабление кризисных явлений, он по-прежнему не дотягивает до докризисных объемов. Естественно, возросла конкуренция между системными интеграторами, число которых, кстати, за время кризиса совершенно не уменьшилось.
CNews: В чем специфика ИТ для корпоративного обучения в банках? Реваз Бухрадзе: Специфика ИТ для корпоративного обучения в банках отражает прежде всего внутренние процессы российского делопроизводства, сложности в системе учета персональных данных, общие проблемы общественных отношений в области "поставщик - клиент", т.к. все, что имеет отношение к непосредственным доходам и расходам юридических и физических лиц, их учету и проводимым с денежными средствами операциями, весьма остро воспринимается клиентами банков. ИТ-службу банка в данном случае можно рассматривать как производственную компанию внутри банка, как внутреннего системного интегратора. Соответственно, возлагаемые на ИТ задачи при обучении также позиционируются именно в этих аспектах: надежность хранения данных и отказоустойчивость, интеграция с общекорпоративными (часто разнородными) ИТ-системами, доступность информационных ресурсов, возможность формирования отчетности и обеспечение прозрачности бизнес-процессов.
Главная особенность работы с ИТ состоит в том, что все процессы требуют максимальной автоматизации и интеграции. Задача ИТ для корпоративного обучения - собрать все это в единое информационное пространство.