Говоря о другом госпроекте - универсальной электронной карте (УЭК) - чиновник подчеркнул, что уже выбраны федеральная уполномоченная организация и назначены такие организации в субъектах. По замыслу правительства со временем подобные карты должны подобно паспортам выдаваться каждому гражданину. "До конца года появятся основные нормативные документы, определяющие требования к УЭК. Подавать заявление о выдаче такой карты можно будет с 2012 г. С 2014 г. она в обязательном порядке появится у всех граждан России", - заявил Носков.
Но в целом речь представителя правительства производила не самое радужное впечатление, многие тезисы сводились к заключению "у нас этого еще нет, но мы напряженно работаем". К примеру, чиновник признал, что работы по пилотному проекту УЭК (в Астраханской области и республиках Башкортостан и Татарстан) выбились из графика. Электронное межведомственное взаимодействие хоть и перешло почти полностью в безбумажную форму, в основе его все равно лежит бумага. "Сначала формируется бумажный документ внутри самого ведомства, между ведомствами циркулируют отсканированные электронные копии", - рассказал Носков. "Убавилось работы у фельдъегерской службы, но к реальному ЭДО мы не подошли", - заключил он.
Говоря о ГАС "Управление", Константин Носков признался, что пока работа сосредоточена на уровне ведомственных или тематических систем, таких как олимпийский проект, приоритетные нацпроекты и т.п. "На межведомственную интеграцию выйти не удалось. Мы продолжаем экспериментировать с "рабочим столом руководителя", ориентируясь на руководство правительства. Надеюсь, что эта оболочка вытянет за собой остальные части системы", - отметил он.
В конце своего выступления директор профильного департамента напомнил о согласовании планов информатизации ведомств, которым занимается Минкомсвязи: "Процесс идет тяжело, качество планов и их экспертизы Минкомсязью нужно улучшать". Также Носков пообещал, что отдельная строка в бюджетной классификации для расходов на ИТ будет введена уже в 2011 г.
Первый блин .com
Опытом оказания электронных госуслуг гражданам поделился Сергей Сапельников из Росреестра. По его словам, интернет-портал государственных услуг Росреестра был переведен в режим промышленной эксплуатации в мае 2010 года, однако запуск был поэтапным: 12 регионов подключили в первую очередь, еще 22 – во вторую, и по 25 – в две последующих. Согласно выводам, сделанным в Росреестре, доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде, иногда достигает 40-50% в наиболее развитых регионах РФ. По итогам пробной эксплуатации, до ноября этого года было принято 586 тыс. заявок, а дневной рекорд составил 34 тыс. заявки. Здесь и кроется одна из самых серьезных проблем, отметил Сапельников – заявки поступают круглосуточно, закрыть окошечко, как делают в обычных конторах, невозможно и в результате сотрудники ведомства не справляются с работой.
Вторая сложность, которую отметил чиновник – проблемы с взиманием оплаты за выписку документов. Согласно действующему закону, платежи через различные платежные агенты, такие например, как система терминалов Kiwi или электронные деньги, незаконны. Но ведь это – самые распространенные способы платежа за услуги и товары в интернете. А платеж через банк хоть и легитимен, но слишком неудобен для пользователя. По мнению Сапельникова, необходимо внести изменения в 103-ФЗ, разрешив, например, платежи в бюджет через платежные агенты. А выступавший на форуме Леонид Ухлинов, генеральный директор концерна "Сириус" (ГК "Ростехнологии") напомнил, что более 80% используемого в России ПО – зарубежного производства. Для сравнения в США этот показатель – только 10%, а в ряде отраслей использование иностранного ПО законодательно ограничено. "Конечно внедрение уже существующего выгоднее, чем придумывание своего собственного, - сказал в своем выступлении Ухлинов. – Но у нас процент импортного ПО слишком велик, ежегодно Россия тратит на ПО зарубежного производства до 30 млрд. рублей". Эксперт напомнил, что каждый год из страны уезжают 5 — 7 тыс специалистов в области ИТ. "Конечная цель разработки собственных российских поисковиков, ОС и т.д. - не есть создание своих продуктов. Конечная цель - создание собственной индустрии ПО", - сделал заключение Леонид Ухлинов.
На секции "Госсектор" обсуждались проблемы внедрения информационных систем в органах госвласти. Уже ни у кого нет сомнений в необходимости и, можно даже сказать, в неизбежности перехода к электронному взаимодействию как между самими органами власти, так и с гражданами. Рынок вполне насыщен отечественными и импортными разработками и решениями, заказчикам есть из чего выбирать. Но информатизация госсектора еще далека от мирового уровня.
По мнению многих докладчиков, главными проблемами при внедрении (кроме недостаточности финансирования) являются отставание и изменчивость нормативно-правовой базы, консерватизм и низкая компьютерная грамотность пользователей (как рядовых исполнителей, так и многих руководителей), слабость этапа бизнес-анализа и, как следствие, некорректная постановка задачи.
Презентации участников форума