страницы:

Рассмотрим отечественный рынок ИКТ более подробно. Условно его можно разделить на три не совсем равных блока. Первый и самый большой блок – это связь: ее оборот в 2009 году составил 1,3 трлн рублей. Телеком даже в кризисный год смог вырасти, хотя и не очень сильно – на 6,4%. Это огромный рынок, который, разумеется, не лишен проблем: там до сих пор существует серьезный частотный кризис, возникают конфликты в ходе реформирования государственного холдинга "Связьинвест", наблюдается технологическая стагнация. Особенно обидно последнее: Россия пока лишь идет вослед за мировым опытом, не решаясь стать пионером в области использования новых форматов и стандартов связи.

Второй, тоже весьма заметный блок - собственно ИТ. Объем этого рынка примерно 500 млрд рублей (2009 г.) и он напротив заметно сократился в кризисные годы - на 13,8%. Здесь также хватает своих проблем: государственная стратегия развития ИТ отсутствует, профильное ведомство – ФАИТ – расформировано, наблюдается деградация в налоговом стимулировании.

В третий отдельный блок хотелось бы выделить информатизацию госсектора. Несмотря на то, что это очень маленький сегмент, здесь наметилось определенное развитие, ход которого внушает оптимизм. В этой области впервые, за всю историю существования послеперестоечной России, создана должная структура управления, появился системный подход к развитию ИТ в госорганах. Поэтому можно сказать, что на фоне других отраслей ИКТ информатизация госсектора развивается успешно. Каковы признаки этой успешности? Во-первых изменился статус ИТ в государстве. В феврале 2010 года была создана комиссия по внедрению ИТ в органах госвласти, которую на тот момент возглавил нынешний московский мэр Сергей Собянин (сегодня его сменил глава администрации Белого дома Вячеслав Володин). И это свидетельствует о росте внимания к теме ИТ, о чем ранее приходилось только мечтать.

Что это в результате дало? Во-первых, была выстроена "вертикаль власти" в области информатизации. В России появился так называемый "ИТ-царь", то есть человек, несущий персональную ответственность за информатизацию госсектора. Во-вторых сложилось правильное мышление, которое заключается в том, что цель развития ИТ в государстве – не в том, чтобы набить госорганы под завязку "железом" и софтом, а чтобы на основе этого "железа" и софта сделать максимально удобным предоставление услуг конечным пользователям, то есть гражданам.

Среди других достижений в области госсектора - создание программы "Информационное общество", появление ряда проектов: национальной платформы облачных вычислений, национальной программной платформы, платформы для распространения цифрового контента, средств поиска для госсайтов и т.д. Конечно, такую инициативу можно только приветствовать, но возникает закономерный вопрос: а нужно ли развивать, а в последствии поддерживать, все эти проекты на средства государства, то есть налогоплательщиков – нас с вами. Может, имеет смысл отдать часть из этих сервисов частному бизнесу? Этот вопрос был предложен к обсуждению на дискуссиях форума.

Национальная облачная платформа

Одним из первых с докладом на форуме выступил Илья Массух. Он рассказал о том, что должно появиться в государственной платформе облачных вычислений и из каких компонентов она будет состоять. По словам замминистра, пользователям облачной платформы будут доступны сервисы, связанные с госуслугами, в частности, приложения для медицины, ЖКХ, энергетики, транспорта и другие. Кроме того, появится онлайн-сервис для работы с документами.

"Движение в сторону облачных платформ началось со старта сервисов Google,- отметил замминистра. – Сегодня подобные собственные технологии в России практически отсутствуют, в связи с чем данную нишу активно занимают зарубежные компании. У нас есть шанс запрыгнуть в уходящий вагон. Конечно, государство не сможет разработать облачную платформу лучше, чем Google, но оно должно дать импульс, выбрать поставщика и профинансировать разработку. Тем более, что облачная платформа тесно связана с коммерческими предложениями и может стать самоокупаемой".

Среди компонентов платформы облачных вычислений Илья Массух выделил биллинг услуг, управление нагрузкой и виртуальными машинами. Для внедрения платформы предлагается создать территориально-распределенную инфраструктуру, в которую войдут единая программная среда коллективной разработки и хранилище дистрибутивов ПО. Кроме того, в эту инфраструктуру предлагается включить защищенную веб-платформу для предоставления сетевых услуг и центры поддержки пользователей и разработчиков.

Как отметил Массух, финансирование национальной облачной платформы предусмотрено в госпрограмме "Информационное общество". В 2011-2013 гг. на ее создание планируется выделить 476 млн руб., из которых 152 млн руб. приходится на 2011 г. Расходы на 2012-2013 гг. в дальнейшем могут быть пересмотрены в сторону увеличения.

Ничего нет, но мы стараемся

Константин Носков в своем выступлении подвел итоги первых лет работы электронного правительства и перспективы его дальнейшего развития. Как заметил чиновник, запущенный портал госуслуг отказался настолько востребованным, что в первые часы даже немного "глючил" из-за наплыва посетителей: их набралось около 1,5 млн. Однако затем поток заметно схлынул: в итоге количество зарегистрировавшихся составило 230 тыс. человек, обратившихся за госуслугами через портал - 340 тыс. По словам Носкова, сейчас на портале описано более 470 федеральных и 1500 региональных госуслуг.

страницы: