На рынке ИТ в России наступает этап консолидации – время, когда многие собственники компаний задумываются о выходе из бизнеса. CNews начинает серию публикаций, которые могут быть полезны при принятии решения и проведении соответствующих процедур. Более подробно узнать обо всех нюансах можно будет на семинаре "Выход из бизнеса: стратегический подход", который пройдет 24 апреля 2013 года.

страницы:

Хотелось бы еще выделить план приобретения акций работниками компании (ESOP): в этом случае акции продаются работникам бизнеса.

Последний вид выхода из бизнеса - ликвидация: некоторые бизнесы будут стоить больше, если их разделить и пройти процедуру ликвидации, чем продолжать управлять ими или продавать в качестве действующей компании.

Что такое "планирование выхода из бизнеса"?

Планирование выхода из бизнеса – это процесс определения владельцем или владельцами бизнеса точных целей, связанных с выходом, за которым следует разработка подробной стратегии и плана действий, которые учитывают все кадровые, коммерческие, финансовые, правовые и налоговые аспекты достижения указанных целей, обычно происходящий в рамках планирования перехода управления с последующим продолжением деятельности компании.

Цели могут включать в себя максимальное (либо ограниченное каким-либо показателем) увеличение доходов, минимизацию риска, быстрое завершение продажи или выбор инвестора, который гарантирует процветание бизнеса (за счет глубоких знаний или глубокого кармана). Стратегия, как правило, будет включать в себя предусмотренный способ выхода (первичное размещение акций, выкуп компании руководством, продажу и т. д.), маркетинговую стратегию и план-расписание. Стратегия также должна учитывать непредвиденные обстоятельства, такие как болезнь или смерть.

Планирование выхода из бизнеса обычно включает в себя налоговое планирование, так как одной из целей владельца бизнеса будет являться максимальное увеличение размера прибыли после уплаты налогов. Кроме того, оно может содержать план распределения наследуемого имущества, в случае если вашей целью является передача, по крайней мере, части доходов вашим потомкам.

Важно не только знать свои цели, но и расположить их в порядке приоритета, для того чтобы при необходимости отказаться от менее важных.

Следует понимать, что некоторые цели могут быть противоречивыми. Например, максимальное ускорение передачи компании, скорее всего, будет препятствием для увеличения доходов. Следовательно, для вас важно не только знать свои цели, но и расположить их в порядке приоритета, для того чтобы при необходимости отказаться от менее важных. Для отказа от второстепенных целей может потребоваться экспертная оценка (например, стоит ли ускорять процесс продажи на два месяца, если это может сократить доходы от сделки на 30 % и более?).

Как обычно и происходит в жизни, если вы не определитесь с вашими целями и не обрисуете стратегию, то фактическое достижение таких целей (неопределенных!) будет чистой случайностью.

Осуществление планирования выхода из бизнеса должно повысить ваши шансы на удачный выход из бизнеса. Оно поможет вам максимально увеличить доходы от выхода, минимизировать уплачиваемые налоги и, соответственно, максимально увеличить прибыль после уплаты налогов, обеспечить надлежащий переход управления вашей компанией к стороне, которая заинтересована в дальнейшем развитии вашего бизнеса, определиться с вашей деятельностью в период после завершения выхода, разумно инвестировать доходы от вашего выхода, уменьшить уровень стресса и риски, связанные с процессом выхода из бизнеса.

Некоторые стратегии позволяют вам осуществлять выход из бизнеса с точки зрения вашего личного участия; некоторые позволяют выходить в финансовом смысле, а некоторые – объединяют оба случая.

Лес Немети

CNews Analytics и CNews Conferences приглашают всех желающих обсудить этот вопрос и получить более подробную информацию, приняв участие в семинаре "Выход из бизнеса: стратегический подход", который состоится 24 апреля 2012 года.

страницы: