На рынке ИТ в России наступает этап консолидации – время, когда многие собственники компаний задумываются о выходе из бизнеса. CNews начинает серию публикаций, которые могут быть полезны при принятии решения и проведении соответствующих процедур. Более подробно узнать обо всех нюансах можно будет на семинаре "Выход из бизнеса: стратегический подход", который пройдет 24 апреля 2013 года.

страницы:

В некоторых языках и культурах концепция успеха в большой степени связана с понятием выхода. Например, в испанском языке слово exito – означает "успех". Это слово происходит от латинского глагола exeo, который означает "выходить". Аналогично, в итальянском языке riuscire – означает "добиваться успеха", тогда как слово uscire имеет значение "выходить". В этом есть своя логика.

Например, начать войну легко (вспомним Вьетнам и Афганистан). Выйти из нее намного сложнее – и вы не можете говорить о том, что добились успеха, пока вы не вышли. То же самое с инвестициями: осуществить инвестицию несложно (например, купить акции), но вы не узнаете о том, добились ли вы успеха (т. е. получили доход) пока вы не продадите их. Все это распространяется и на вашу компанию.

Оглядываясь назад по прошествии определенного времени, вы поймете, что удачный выход из бизнеса являлся предпосылкой к тому, чтобы ваш бизнес считался успешным. Американский финансист и инвестор Генри Кравис говорил: "Не поздравляйте нас с покупкой компании. Любой глупец может купить компанию. Поздравляйте тогда, когда мы будем ее продавать, если к моменту продажи мы изменили ее, создав реальную стоимость".

В этой главе я продемонстрирую множество различных вариантов выхода, которые могут быть полезны для владельцев бизнесов, а также попытаюсь определить понятие планирования выхода из бизнеса. Затем я предоставлю несколько статистических сведений, которые дополнительно подчеркнут необходимость участия предпринимателя в планировании выхода из бизнеса. В конце главы речь пойдет о важности понимания ваших собственных мотивов в отношении выхода из бизнеса и постановке четких целей при любом планировании выхода из бизнеса.

Способы выхода из бизнеса

Большинство людей связывают выход из бизнеса с продажей компании третьим лицам, и это, возможно, одна из наиболее распространенных форм. Однако существует много других способов выхода из бизнеса.

Так, например, это может быть передача по наследству, когда собственность передается вашим детям или другим родственникам. Еще один способ - выкуп бизнеса управляющими компании (MBO), когда он передается одному или нескольким членам команды управленцев. Кроме того, возможно открытое первичное размещение (IPO), также известное как публичная подписка на акции. Этот процесс включает в себя продажу акций вашей компании на бирже. При этом акции могут принадлежать вам (т. е. вы сами финансируете свой выход) либо ваша компания может выпустить новые акции (например, казначейские акции), доходы от которых поступят на счет вашей компании, либо комбинация из описанных методов.

Среди других возможных способов выхода из бизнеса - слияние: при слиянии ваша компания сливается с другой компанией, в результате чего образуется новое юридическое лицо. В зависимости от условий слияния, в договоре о слиянии возможны положения о покупке части ваших акций при закрытии сделки или, возможно, всех ваших акций за определенный промежуток времени.

Выйти из бизнеса можно за счет найма персонала: этот вариант включает в себя установление трудовых отношений с профессиональным менеджером, который будет управлять бизнесом, при этом сам владелец бизнеса самоустранится от ежедневного ведения дел компании (это будет выход с операционной, но не с финансовой точки зрения).

Еще один возможный вариант - рефинансирование: вы сможете извлечь значительные денежные суммы из вашего бизнеса, если банк или иное кредитное учреждение предоставит вашей компании кредит. (Хотя этот способ может способствовать частичному или практически полному выходу с финансовой точки зрения, с операционной точки зрения выхода не происходит).

страницы: