Анатолий Белайчук: Сигнал услышан заказчиками
CNews: Как сейчас позиционируется ВРМ-консалтинг на отечественном рынке? Как вы оцениваете динамику спроса?
Анатолий Белайчук: Мы наблюдаем устойчивый рост спроса на BPM с конца 2009 года, когда BPM преодолел "пропасть Мура" – набрал критическую массу приверженцев как среди заказчиков, так и среди поставщиков. Критика в адрес BPM тоже есть, но поменялось ее содержание: если раньше было много нападок в духе "BPM просто мода, которая скоро пройдет", то теперь BPM критикуют в основном с позиции "BPM это хорошо, но хотелось бы большего". К этой категории критиков я отношу пропагандистов кейс-менеджмента (ACM, Adaptive Case Management). Это означает, что BPM утвердился как данность, перестал восприниматься как "серебряная пуля", что очень позитивно.
Анализируя динамику спроса на BPM, надо учитывать, что сегодня этой аббревиатурой обозначают не совсем то, что пять лет назад. Возросшая популярность привела к размыванию границ понятийного аппарата. Если изначально BPM был предложен как целостная концепция, включающая методологическую, технологическую и проектную составляющую, то теперь к BPM автоматически относят все, связанное с бизнес-процессами. Можно выделить BPM первого уровня – моделирование и регламентация процессов, второго уровня – однократная автоматизация потоков работ, и третьего уровня – непрерывное усовершенствование сквозных бизнес-процессов, те есть BPM в исходном значении. Несколько лет назад проект описания и регламентации бизнес-процессов проходил бы по графе "реинжиниринг", а сегодня его скорее всего назовут проектом BPM.
CNews: В чем вы видите специфические сложности ВРМ-проектов в зависимости от отраслевой принадлежности заказчиков?
Анатолий Белайчук: Традиционно BPM делят на три отраслевых направления: банки и страховщики, телеком, все остальные. В финансах и телекоме процессы допускают большую степень автоматизации, плюс к этому у них есть готовые процессные framework’и. Не удивительно, что эти отрасли стали первыми внедрять у себя BPM.
В остальных случаях особой отраслевой специфики не наблюдается. Всех интересует одно и то же: процессы продаж, процессы пресейла, процессы планирования ресурсов и бюджетирования, процессы постпродажного сервиса… Когда вы занимаетесь основными бизнес-процессами, не стоит рассчитывать, что удастся воспользоваться готовыми шаблонами. В конце концов, речь идет о процессах, в которых вы намерены быть лучше всех – хотя бы на ограниченном сегменте рынка. Соответственно, вам нужно разработать процессы, которых ни у кого в округе нет. А разработав такой процесс, вы вряд ли с кем-то станете им делиться.
Пользу можно извлечь из процессных паттернов – типовых фрагментов, повторяющихся в самых разных процессах. Чем больше паттернов знает и умеет применять бизнес-аналитик, тем быстрее и качественнее решает он процессные задачи. Но паттерны не имеют отраслевой принадлежности, они универсальны. Предметные области могут быть разными, но "рисунок" фрагмента процесса остается тем же.
Специфика проектов BPM больше проявляется не в отраслевом разрезе, а в сравнении с чистыми ИТ-проектами и с проектами управленческого консалтинга. Чтобы проект BPM стал успешным, его необходимо выполнять в стиле agile, а многие ИТ-службы к этому не готовы. Если же сравнивать с проектами управленческого консалтинга, то проекты BPM отличает более широкий спектр необходимых компетенций – и на уровне бизнеса (например, анализ цепочки создания ценностей), и на процессном уровне (например, знание BPMN), и в чистом ИТ (например, технологии интеграции).
CNews: Отмечаете ли вы повышение уровня зрелости российского сектора ВРМ, и в чем это проявляется?
Анатолий Белайчук: Некоторые посетители BPM конференций жалуются, что, мол, стало неинтересно, рутинно все. Это и есть признак зрелости. Ведущие компании, занимающиеся BPM-консалтингом, заняты в проектах. Прошло время, когда они делились своими открытиями, сейчас для них это превратилось в рутину.
Со стороны заказчиков BPM перестал рассматриваться как предмет роскоши. Если пару лет назад ERP потенциальными заказчиками воспринимался как необходимость, а BPM скорее как экзотика, то сейчас многие уже осознали границы применимости ERP и увидели в BPM способ дополнить и радикально повысить отдачу от ERP и вообще корпоративных систем.
Исчез ценовой барьер: появились системы BPMS одновременно и мощные, и доступные по цене даже для среднего бизнеса. Есть и системы с открытым кодом – это тоже показатель зрелости рынка.
Очень важной ступенькой, правда не в российском, а в глобальном масштабе, стало прекращение войны стандартов. Еще два года назад платформенные вендоры продвигали решения на основе BPEL, и в разгаре была война BPEL против BPMN. Сейчас же война сошла на нет. И IBM, и Oracle, и SAP, кто приобретя готовые продукты, кто разработав свой, в качестве флагманских предлагают решения на основе непосредственно исполняемого BPMN.
Сигнал услышан многими заказчиками, до этого занимавшими выжидательную позицию. Ясно, какой курс взяла отрасль, появилась возможность вкладываться в технологии и компетенцию (например, в изучение BPMN) без риска оказаться на обочине прогресса. Это можно сравнить с появлением стандарта SQL, который в свое время дал мощный толчок разработке корпоративных учетных систем.