Направление BPM, фактически без потерь пережившее кризис и все более популярное, является своего рода яблоком раздора между ИТ-специалистами и бизнесом. Топ-менеджмент компаний с трудом понимает, зачем нужны аналитики и ИТ-эксперты, если почти любой сотрудник может создать бизнес-процесс. ИТ-шники рассуждают об автоматизации беспорядка и отстаивают свои позиции. Очередной "раунд" этого противостояния состоялся на круглом столе CNews "ВРМ 2011: Инновации и реалии", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.
Системы управления бизнес-процессами (BPM) в течение многих лет остаются на пике интереса корпоративных заказчиков и окружены ореолом загадочности. Представители бизнес-подразделений зачастую считают BPM средством от всех болезней в части управления и модификации бизнес-процессов. Считается, что практически любой пользователь, пройдя базовый курс обучения, сможет нарисовать диаграмму бизнес-процесса, эскизы интерфейсов, и получить работающее приложение. И зачем, спрашивается, тогда нужны ИТ-шники и аналитики? Справедливости ради надо сказать, что такая точка зрения имеет под собой основания. Действительно, квалифицированный пользователь сможет автоматизировать простой бизнес-процесс, который, по большому счету, не требует никакой дополнительной информатизации и нормально поддерживается телефонными звонками и перепиской.
Мнение ИТ-шных специалистов и бизнес-аналитиков, как правило, прямо противоположное. BPM, считают они, лишь один из инструментов, который оказывается эффективным при правильном применении "по месту".
"Автоматизация беспорядка приводит лишь к автоматизированному беспорядку и повышает энтропию Вселенной", - говорят они бизнесу и отказываются давать бизнес-подразделениям возможность что-либо разрабатывать самостоятельно. Их аргументации трудно возразить: действительно, бизнес не знает специфики внедрения и эксплуатации информационных систем, и если дать ему волю, информационное пространство компании рискует превратиться в клубок процессов, непонятных даже их авторам.
Так что же такое BPM? Панацея или плацебо? CNews был проведен круглый стол "BPM 2011: инновации и реалии", участники которого рассказали о своем опыте внедрения таких систем, тенденциях и перспективах рынка.
Рынок BPM: общие тенденции
Общая тенденция рынка, причем не только в части BPM – переход от искусства принятия решений к научному подходу. С ростом глобализации и объемов бизнеса этот процесс является необходимым условием сохранения конкурентоспособности. На острие оказываются разнообразные бизнес-системы, в том числе BPM. По прогнозам IDC, к 2014 г. Объем этого сектора рынка составит почти 11 млрд долл., продемонстрировав рост в 16%. Даже в условия глобально кризиса 2008-2010г. более трети компаний не сокращали расходы на BPM, 29% хоть и сокращали, но продолжали развивать системы.
Два других тренда – интеграция BPM с системами управления корпоративным контентом (ЕСМ) и решениями, ориентированными на принятие решений, а также внедрение облачных и мобильных технологий.
По данным Gartner, более 60% пользователей BPM уже интегрировали эти системы с системами управления контентом, создав единую систему, позволяющую оперативно контролировать ключевые бизнес-метрики.
Что касается мобильных и облачных технологий, то здесь они актуальны не менее, чем в других областях. Пользователи получают возможность выполнять свои функции, контролировать метрики процессов, осуществлять необходимое управление более эффективно, чем при традиционном подходе.
Таким образом видно, что рынок сулит хорошие перспективы системам управления бизнес-процессами.
BPM и банки: созданы друг для друга
В банковском бизнесе, как ни в каком другом велика роль жестко определенных процессов, которые должны выполняться в полном соответствии с регламентами и инструкциями. Именно здесь возможности, представляемые BPM, оказались наиболее востребованы. На круглом столе присутствовали представители банков "Тинькофф кредитные системы", совместно со специалистами BI Telecom рассказавшие о своем опыте внедрения системы, и "Судостроительного банка", также использующего BPM.
Как рассказали в совместном докладе Роман Ткачев, операционный директор, заместитель генерального директора компании "БиАй Телеком", и Андрей Кирейко, руководитель Управления систем поддержки принятия решений Дирекции ИТ, ТКС, в банке "Тинькофф кредитные системы", основным направлением деятельности которого является потребительское кредитование, ключевым процессом является процедура рассмотрения кредитной заявки. При острой конкуренции в этом секторе основными требованиями являются скорость и простота подачи заявки, быстрота и корректность ее обработки. Если два года назад показатели процесса были в пределах нормы (обработка заявки в пределах суток), то к 2010 году его скорость стала неприемлемой. В начале 2010г. компания "БиАй Телеком" выиграла тендер на автоматизацию этого процесса. Заказчиком были поставлены очень жесткие сроки внедрения: 3,5 месяца. Специалисты "БиАй Телеком" справились с поставленной задачей, а достигнутые показатели оказались даже лучше ожидаемых: средняя скорость обработки заявки составила менее пяти минут, пропускная способность увеличилась более чем в полтора раза (до 30 тыс. заявок в день), а количество ошибок стало менее 1%. Таким образом, ожидаемый результат был достигнут.
В "Судостроительном банке", используя заказную разработку Mice5, автоматизировали процессы документооборота и архивирования документов. Как известно, основная ежедневная работа сотрудников любого банка связана с обработкой большого количества документов, как электронных, так и бумажных. С ростом их числа скорость и эффективность обработки уменьшается, что ведет к снижению эффективности бизнеса в целом. Так что тот банк, который сможет запустить у себя эффективный документооборот, минимизирующий ошибки и временные задержки, получит заметное конкурентное преимущество.
По словам Максима Волкова, руководителя экспертной группы банковских технологий СБ Банка, система BPM была внедрена и настроена таким образом, чтобы заработал процесс раннего архивирования документов. Это позволило заметно повысить скорость и качество их обработки. Теперь все оригиналы документов хранятся в одном месте, и их отсканированные образы доступны сотрудникам по ссылке. Кроме очевидного удобства такого обращения к документам, это позволило минимизировать перемещение оригинала документа между участниками процессов, что уменьшило временные издержки и свело практически к нулю вероятность порчи или утраты бумажного аналога.
Как и в предыдущем случае, система BPM, внедренная в правильном месте, оказалась исключительно эффективным инструментом.
Cквозная автоматизация
Андрей Коптелов, директор по консалтингу Software AG & IDS Scheer в России и странах СНГ, рассказал о спектре предложений компании в части автоматизации бизнес-процессов. Компания давно присутствует на российском рынке и широко известна благодаря методологии ARIS, ставшей во многих отраслях стандартом дефакто для описания бизнес-процессов.
Сейчас компания предлагает модифицированную платформу ARIS и линейку продуктов Process Intelligence, дающие серьезные возможности управления бизнес-процессами.
Анатолий Белайчук: Сигнал услышан заказчиками
На вопросы CNews ответил президент Бизнес-Консоль Анатолий Белайчук.
CNews: Как сейчас позиционируется ВРМ-консалтинг на отечественном рынке? Как вы оцениваете динамику спроса?
Анатолий Белайчук: Мы наблюдаем устойчивый рост спроса на BPM с конца 2009 года, когда BPM преодолел "пропасть Мура" – набрал критическую массу приверженцев как среди заказчиков, так и среди поставщиков. Критика в адрес BPM тоже есть, но поменялось ее содержание: если раньше было много нападок в духе "BPM просто мода, которая скоро пройдет", то теперь BPM критикуют в основном с позиции "BPM это хорошо, но хотелось бы большего". К этой категории критиков я отношу пропагандистов кейс-менеджмента (ACM, Adaptive Case Management). Это означает, что BPM утвердился как данность, перестал восприниматься как "серебряная пуля", что очень позитивно.
Андрей Коптелов: Мы видим огромное число "узких" мест
На вопросы CNews ответил директор по консалтингу Software AG & IDS Scheer Россия и страны СНГ Андрей Коптелов.
CNews: На ваш взгляд, дорос ли российский рынок для инноваций в сфере ВРМ? Насколько заказчики готовы такие инновации воспринимать и потреблять?
Андрей Коптелов: Дорос, но неравномерно. Готовы отрасли, которым системы BPM необходимы в силу специфики организации бизнеса. Основные проекты по внедрению инструментария BPM для автоматизации бизнес-процессов велись в банковском и страховом секторе. Однако во многих компаниях задачи автоматизации процессов решаются на базе ERP-систем и систем управления документами. Так что серьезный практический интерес к инструментарию бизнес-анализа (Process Intelligence) наблюдается во многих отраслях. С помощью Process Intelligence можно не только восстанавливать фактические бизнес-процессы с использованием данных из существующих информационных систем, но и проводить детальный анализ процессных показателей.