Рынок BI продолжает расти, при этом в отличие от многих других ИТ-секторов большую роль здесь играют отечественные решения. Тем не менее, и аналитики, и разработчики утверждают, что бизнес пока не в полной мере овладел BI, используя лишь некоторые самые простые возможности подобного рода систем. О том, как это преодолеть, какими характеристиками должны обладать современные BI-решения, и о практике внедрений говорили участники круглого стола "BI-инструменты в России: последние тренды", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.
Все более востребованным становится поиск по тексту, для чего нужна предварительная подготовка корпуса документов. После этого можно строить отчеты по текстовой информации. Ведь неструктурированных данных в бизнесе циркулирует более 80% от общего объеме данных. Сегодня аналитика способна пойти дальше простого поиска по тексту, в том числе можно выявлять факт и связи из соцсетей.
Сила BI
Владимир Чибисов, директор по развитию бизнес-систем МХК "Еврохим", представил свое видение перспектив развития BI. По его мнению, бизнес представляет собой стохастический процесс, где случайные возмущения порой скрывают истинные закономерности. Роль BI как раз и состоит в том, чтобы их выявлять и использовать.
Одним из свойств любой деятельности коммерческих и государственных организаций является привязка к календарным периодам, что, в свою очередь, становится причиной сначала бездеятельности, а потом авралов. (Это наиболее четко прослеживается именно в госсекторе.) Люди приспособились к циклам контроля и стараются любым способом завершить свои дела к определенному сроку — хотя реально никакого значения не имеет, будет ли подписан акт 31 декабря или 31 января уже следующего года.
Это связано с тем, что процедуры контроля ранее всегда выполнялись периодически, потому что требовали существенных трудозатрат. Сейчас же, с применением технологий BI, стал возможен тотальный контроль, когда любой показатель, важный для бизнеса, может быть посчитан почти в реальном времени, что существенно повышает возможность оперативного реагирования на изменение внешней среды.Но сила BI не только в обеспечении быстрой обратной связи. Примитивный бихевиористский подход "стимул-реакция" не учитывает в полной мере факторы внешней среды. Бизнес — это постоянные изменения. Задача менеджера состоит в том, чтобы обеспечить переход вверенной ему бизнес-системы из одного устойчивого состояния в другое, более развитое, миновав при этом точки бифуркации. Анализ всего пространства вариантов как раз и позволяет найти оптимальный путь этого перехода, чтобы избежать зон неопределнности. Как ни парадоксально, иногда увеличение прилагаемых усилий не помогает улучшить ситуацию в компании, важен еще фактор внешней среды, например, цена на нефть и курс доллара. И есть ситуации, когда даже серьезные управленческие ошибки не приведут к краху компании, если внешняя среда благоприятствует ее успеху. Но истина обычно где-то посередине.
Свободная бизнес-аналитика
О своем опыте использования Hadoop рассказал Роман Зыков, директор по аналитике компании Wikimart. Его компания работает в сфере интернет-торговли и, естественно, испытывает потребность в аналитических инструментах. Однако стоимость проприетарных BI-продуктов является существенным сдерживающим фактором. Поэтому было принято решение использовать СПО-BI — платформу Hadoop.
Команда разработчиков не встретила трудностей в развертывании системы и смогла за 3 месяца реализовать поставленные бизнес-требования по анализу покупательского поведения, включая коллаборативную фильтрацию, а также поисковые рекомендации для покупателей, подбор товаров-аналогов и другие сервисы. За 1 год эксплуатации системы доходы компании выросли на 10%. На первой фазе проекта система была развернута на облачных серверах, однако впоследствии Wikimart все же предпочла инвестировать средства в собственную инфраструктуру.
Все привыкли считать, что Hadoop имеет смысл применять, только если у вас действительно "большие данные". Однако на практике оказалось, что это не совсем так, — по мнению Wikimart, важно то, что у вас есть большие задачи, а не собственно большой объем информации.
BI для банков
Еще один практический пример использования BI представили Николай Иванов, начальник отдела развития методологии аналитического учета, и Антон Крюков, главный эксперт отдела поддержки и развития систем аналитического учета "Юникредитбанка".Миссия проекта заключалась в том, чтобы минимизировать сроки принятия управленческих решений и повысить мотивацию подразделений. При этом бизнес-цели были следующие: обеспечение менеджмента банка необходимыми аналитическими показателями за время, допустимое регламентом бизнес-процессов; повышение удобства и простоты использования системы для бизнес-подразделений; онлайн-реагирование на запросы пользователей по предоставлению данных.
Информационная система банка развивалась постепенно, и требования к аналитическому блоку постоянно возрастали, в том числе и в части интеграции с различными банковскими приложениями. Сейчас основные аналитические возможности BI комплекса позволяют вести онлайн-анализ данных через веб-интерфейс, обеспечивают вариативность представляемой информации в различных срезах, по стандартам учета (IFRS и RAS), по линиям бизнеса, центрам прибыли, продуктам, клиентам и сделкам.
В планах развития - прогнозный модуль, синхронизация с центральным хранилищем данных, мобильный доступ, аналитические панели (Dashboards) и подключение новых источников данных о расходах (Axapta) и бюджете (Hyperion), также и миграция данных в CRM-системы.
Светлое внедрение
Продолжили тему внедрений BI представители компании "Русский Свет": Денис Пургин, начальник отдела бизнес-аналитики, и Александр Березаев, ведущий разработчик ETL. Для того чтобы организация получила от BI отдачу, систему недостаточно просто внедрить, нужно еще завоевать сердца пользователей. Компания имеет 95 филиалов в пяти часовых поясах, более 6 тыс. сотрудников и 100 тыс. позиций товаров — так что данных для анализа и потенциала для оптимизации более чем достаточно.
Следует сказать, что попытка внедрить BI-технологии силами внешних консультантов уже предпринималась и не оказалась успешной. Во второй раз решили действовать собственными силами. В итоге отдел из 4 человек в весьма ограниченный срок в 2 месяца на новом инструменте Oracle – OBIEE 11g смог преодолеть недоверие пользователей и запустить BI-систему в эксплуатацию.
Ключевым фактором в успехе проекта докладчики назвали ориентацию на быстрый результат. Это достигалось разбиением проекта на небольшие этапы, каждый из которых представлял собой законченную предметную область. Важным также стало вовлечение в процесс пользования системой руководства компании, в том числе и генерального директора.
Другой, совершенно противоположный момент — ориентация на большую аудиторию, вовлечение всех подразделений и реализация критичных для бизнеса задач, таких как расчеты с клиентами. С этой целью был создан институт ключевых пользователей, которые прошли обучения и стали проводниками новой технологии в массах. Они же генерируют поток идей по улучшению системы. На сегодняшний деть создано более 150 отчетов, в системе работает более 1000 пользователей, все управления компании используют в работе аналитическую отчетность.