Рынок BI продолжает расти, при этом в отличие от многих других ИТ-секторов большую роль здесь играют отечественные решения. Тем не менее, и аналитики, и разработчики утверждают, что бизнес пока не в полной мере овладел BI, используя лишь некоторые самые простые возможности подобного рода систем. О том, как это преодолеть, какими характеристиками должны обладать современные BI-решения, и о практике внедрений говорили участники круглого стола "BI-инструменты в России: последние тренды", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.
В последние годы рынок BI находится на подъеме, по данным IDC за 2011 год, он оценивается в 31 млрд долл., при этом в 2012 году аналитики прогнозируют его рост на уровне 8,2%.
По данным исследования Forrester Research, большинство компаний в мире увеличили расходы на BI в 2012 г.: 32% - в диапазоне от 5 до 10%, а 16% организаций - более чем на 10%. При этом улучшение качества бизнес-решений считается главной ценностью внедрения BI - так считают 17% опрошенных.
Мир очень ускорился за последние несколько десятков лет. "За одну минуту происходит очень много событий, например, регистрируются 70 новых доменов, скачиваются 13 тыс. приложений для iPhone, создаются 100 новых аккаунтов в LinkedIn и 320 - в Twitter, 1500 постов в блогах, выполняются около 700 тыс. поисковых запросов и отправляются 168 млн электронных писем", - такие цифры привел в своем докладе Борис Эвельсон, вице-президент и старший аналитик Forrester Research.
Все это говорит о небывалом росте объемов данных в бизнесе, и поэтому можно утверждать, что сегодня BI является ключом к успеху. Большинство предприятий до сих пор используют от 1 до 5% имеющейся у них информации. Очевидно, что если эта цифра удвоится или утроится, компании смогут работать гораздо лучше. С большим объемом данных, доступных для анализа, мы можем спасти жизни людей и сберегать ресурсы, избежать возможных опасных разливов нефти в будущем, расширить широту понимания наших заказчиков.
Пока картина далека от идеальной — результаты исследований Forrester подтверждают, что уровень проникновения BI в сегменте средних предприятий крайне низок: на 64% предприятий менее 10% сотрудников используют корпоративные BI.
Бизнес-требования меняются слишком быстро, чтобы ИТ и BI предыдущих поколений успевали за ними. Границы между производителями и потребителями информации исчезают. Последние проводят слишком много времени в поисках данных и недостаточно анализируют их. ИТ строят слишком много специальных витрин данных. Эти факторы заставляют BI трансформироваться и становиться более гибкой.
Следует сказать, что BI-решения не похожи на другое корпоративное ПО или приложения и требуют иных процедур и подходов: первая часть слова "бизнес-аналитика" обоснованна. Бизнес самостоятельно должен владеть основными элементами корпоративной BI-системы.
В России также наблюдается всплеск интереса к BI, по данным агентства Tadviser, рост за 2011 год составил на 35% , что соответствует объему в 34,5 млрд руб. При том, что все глобальные вендоры BI давно представлены в России и с успехом ведут свой бизнес, нельзя не отметить и достижения отечественных разработчиков, которые находят признание не только у российских заказчиков. Так, Gartner впервые включило в 2012 г. в магический квадрант BI-поставщиков российскую компанию "Прогноз". В рейтинге крупнейших российских поставщиков BI-решений, подготовленном CNews, компания "Прогноз" занимает 1 место.
Требования к BI
Валентин Живилов, руководитель отдела развития компании "Прогноз", рассказал о современных требованиях потребителей к системам бизнес-аналитики. Можно отметить, что большинство клиентов пока ориентируются на довольно простые функции BI и не используют мощности этой технологии в достаточной мере. Так, по данным Gartner, регламентные отчеты востребованы в 37% BI-проектов, аналитические панели, как преднастроенные, так и персонализированные, - в 48%, экспресс-анализ данных средствами OLAP - в 27%, карты показателей - в 16%, а предсказательная аналитика — лишь в 8%.Развитие платформы PROGNOZ учитывает все основные современные ИТ-тренды, разрабатываются новые компоненты визуализации: HeatMap, TreeMap, BubbleTree, Trellis charts, микрографики. Более 80% данных в организациях имеют пространственную составляющую, что также приходится учитывать в современных BI-решениях. С этой целью поддерживается интеграция с геоинформационными сервисами.
Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики компании "Терн", рассказал о проектах своей компании. По его оценке, единая информационно-аналитическая система включает инструменты для всех категорий пользователей. Так, например, для руководителей актуальны ситуационные центры и информационные панели. Штатные аналитики выполняют произвольные запросы, ищут скрытые закономерности в данных. Для них особенно важны средства визуализации. Рядовые служащим больше нужны регулярные отчеты и доступ к ним из любой среды, автоматическое обновление, рассылки и коллективная работа.
Ситуационные центры используются для моделирования и визуализации обстановки и призваны обеспечить контроль сложных и динамичных систем. При их разработке важно обеспечить управление в реальном времени и качественную подачу информации. Вся организация должна иметь единое представление об объекте управления.