Сегодня средний бизнес является движущей силой глобальной экономики, он производит 65% мирового валового продукта и обеспечивает занятость 90% трудовых ресурсов. Многие западные ИТ-вендоры разрабатывают решения специально для этого сектора. В России его потребности удовлетворяли в основном отечественные ИТ-производители. Но сегодня ситуация начинает меняться: западные разработчики создают системы, которые максимально учитывают требования российского рынка СМБ. Примером может служить IBM, которая представила свои новые разработки в этом направлении на совместном мероприятии с компанией NaviCon Group – IBM Cognos LIVE Conference. Участники смогли ознакомиться с системой для бюджетирования и бизнес-анализа – IBM Cognos Express.
Согласно данным исследования, которое провела компания Pricewaterhouse Coopers, примерно 50% российских компаний не пользуются специализированными решениями, используя Excel и другое офисное ПО Microsoft для формирования своих бюджетов, отчетов, итоговых презентаций и т.п. Около 80% опрошенных указали, что существенным фактором успешного внедрения автоматизированной системы для них является возможность настройки методологических требований к системе.
"У российского среднего бизнеса есть некоторые особенности. Во-первых, ограниченность бюджетов больше, чем в сегменте крупных компаний. Поэтому компании среднего бизнеса характеризуются высокой восприимчивостью к стоимости решения и внедрения. Во-вторых, у них существует определенный страх перед возможными рисками отвлечь высококвалифицированных специалистов на продолжительный проект, результат которого не всегда предсказуем", – считает Владимир Шаров, коммерческий директор NaviCon Group.
В рамках мероприятия IBM Cognos LIVE Conference было представлено новое решение IBM, ориентированное на сегмент СМБ – IBM Cognos Express.
Компоненты IBM Cognos Express:
- Express Accelerator для проведения бизнес-анализа через знакомый всем интерфейс Microsoft Excel;
- Express Reporter для формирования отчетности пользователю любой квалификации, как в табличном, так и в графическом виде;
- Express Advisor для более глубокого анализа с помощью визуализированных функций: можно "проваливаться" в данные, используя технологию drill-down, проводить анализ по алгоритму "что-если", сохранять измененные данные и новые сценарии в основной базе. Полученные результаты можно встроить в продукты Microsoft Office и обновлять их периодически простым нажатием соответствующей кнопки интерфейса;
- Express Planner – встроенное средство для планирования, прогнозирования и бюджетирования.
"Функциональность IBM Cognos Express делает продукт наиболее эффективным для средних компаний, - считает Владимир Шаров. – Прежде всего, потому, что отсутствует необходимость в покупке дополнительных лицензий и прочих затратах. А кроме этого, в продукте реализована концепция "3 раза – легко": его легко купить, легко установить и легко использовать. Он предоставляет достаточно широкий функционал для решения задач СМБ за вполне разумную стоимость".
NaviCon Group за 9 лет работы на рынке выработал определенные подходы к проектной работе, которые позволяют минимизировать риски внедрения решения. Один из таких подходов – использование методологии Agile (Agile software development), которую в компании называют методикой "маленьких побед". С ее помощью специалисты ИТ-консультанта, во-первых, своевременно учитывают изменения функциональных и технических требований к информационной системе, инициируемые заказчиком. Во-вторых, разделяют проект на несколько функциональных областей, разработка внутри которых может одновременно вестись последовательно и параллельно. Это ускоряет процесс внедрения и дает возможность быстро показать первые результаты, дополнительно мотивирующие клиента.
Именно благодаря такому подходу проект по автоматизации бюджетирования с постановкой методологии в компании Тройка Диалог занял всего 4 месяца, причем за первый месяц была достигнута консолидация бюджета доходов и расходов.
В компании "Лаборатории Сервье" для оптимизации времени реализации проекта разработка бюджетной модели велась параллельно с формированием бюджета. Благодаря этому, работа в системе началась через полтора месяца после начала проекта.
В рамках мероприятия NaviCon предложил его участкам ознакомиться с решением на практике. Для этого были организованы два лабораторных класса. На одном из них предлагалось найти варианты управленческих решений на основании результатов анализа продаж. На другом – представители компаний получили навыки перехода от плана продаж к бюджету доходов и расходов.