Электронный документооборот внедряется в организациях уже много лет. Однако полностью отказаться от бумажных документов по-прежнему невозможно: закон не позволяет этого сделать. Внедренные ранее системы постепенно устаревают, и появляется проблема, что делать: переходить на новое решение или пытаться модернизировать имеющееся. Как это происходит на практике, обсудили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «Электронный документооборот 2021».
Андрей Чепакин: Low-code подход позволяет быстро конфигурировать систему
Традиционный подход к программированию, подразумевающий четкую, детализированную постановку задач, постепенно уходит в прошлое. Как максимально быстро вносить изменения в существующие решения, рассказал Андрей Чепакин, коммерческий директор ELMA.
CNews: Проекты перевода документооборота в электронный вид реализуются уже много лет. Как изменились требования заказчиков к функционалу СЭД за эти годы?
Андрей Чепакин: Основное изменение — это запрос не на чистый СЭД, а на СЭД с функционалом бизнес-процессов. Если пять лет назад мы получали требования к СЭД для внутренних документов и договорной работы, то сейчас это запросы на автоматизацию внутренних процессов и процессов взаимодействия с контрагентами, которые не ограничиваются только документами. Договору как документу предшествуют процессы ведения переговоров и согласования коммерческого предложения, а после договора начинаются процессы производства, отгрузки и поддержки. Именно такие требования мы встречаем сейчас: требования к автоматизации бизнес-процессов.
Почти всегда наши заказчики выбирают систему в рамках обновления ИТ-систем, которые внедрялись примерно 10 лет назад. Это вариации коробочных продуктов, которые были сильно кастомизированы со временем и сейчас уже не соответствуют тенденции быстрого внедрения изменений, а также трудоемки в поддержке.
Это не всегда отражено в требованиях к системе, но в требованиях к внедрению мы видим это всегда: нужно расширять систему, изменять интерфейс, добавлять новые документы, процессы и делать это быстро. Требования к маршрутам документов и процессам устаревают и обновляются быстрее, чем может быть оформлено и согласовано техническое задание. Требования на сегодня: уметь собственными силами сделать работающий прототип и, работая с ним, доводить решение до итогового состояния.
Есть изменения и в требованиях к технической части. Сейчас выбирают централизованное развертывание на серверах, тонкий клиент как основной интерфейс работы и обязательно возможность полноценной работы на мобильном устройстве. ИТ смотрит и технологический стек: чтобы система была построена на современных технологиях, а требования к платному ПО были минимизированы.
CNews: Какие технологии позволяют создавать решения, способные удовлетворить эти требования?
Андрей Чепакин: В первую очередь, система должна быть современной. Не только построена на современном технологическом стеке, но и следовать тренду. Десять лет назад, если верить требованиям, от СЭД требовалось переносить архив в «холодное» хранилище, чтобы не занимать место на быстрых дисках. Сегодня требуется редактировать документ онлайн и подписывать электронной подписью на мобильном телефоне. И это должно происходить быстро, умещаться на экране без нагромождения служебной информации.
Второе, на мой взгляд, — это принципы и технологии, позволяющие настраивать интерфейс, карточки документов и бизнес-процессы силами аналитиков без привлечения разработчиков. ELMA 365 это low-code BPM-система, и мы это у себя реализовали.
CNews: В чем преимущества low-code подхода?
Андрей Чепакин: Low-code подход позволяет быстро конфигурировать систему. В современном мире требования к автоматизации устаревают раньше, чем могут быть полностью описаны и согласованы. Многие заказчики выбирают Agile подход. Low-code подход позволяет создать прототип за несколько дней, и дальше развивать его на практике, проверяя гипотезы и демонстрируя решение конечным пользователям.
Требования собирают аналитики и сразу же могут их реализовать. Не нужно писать задание разработчикам и описывать, как именно должна выглядеть карточка договора и кто должен определяться согласующим. Когда на следующем совещании попросят поменять порядок согласования и добавить новые атрибуты в документ, это можно будет сделать немедленно.