Коронавирус подстегнул рост спроса на BPM-системы — компаниям надо срочно перестраивать бизнес-процессы. Одновременно они как никогда заинтересованы в снижении затрат и оптимизации деятельности. А значит в тренде останутся роботизация и low-code, уверены участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «Перспективы BPM: от роботизации к цифровым сотрудникам».
По словам Андрея Коптелова, вице-президента ABPMP Russia, в эпоху коронавируса работы у бизнес-аналитиков прибавилось — надо было срочно переводить бизнес-процессы в онлайн. «Однако бюджеты компаний сокращаются, набор сотрудников во многих организациях заморожен, а значит рынок труда в целом и консалтинга в частности будет падать, — говорит эксперт. — А вот рынок системной интеграции, возможно, не упадет».
Андрей Коптелов привел данные опроса, которые показали, что сегодня главными трендами рынка BPM являются low-codeи RPA. Об этом говорят и аналитики Gartner, которые считают RPA самым быстрорастущим сегментом рынка ПО с годовым ростом 63%. Аналитики Forester уверены, что в ближайшее время нас ждет конвергенция BPM, BPMS и инструментов RPA. Искусственный интеллект будет все более активно использоваться для принятия решений. Роботы также возьмут на себя рутинные и повторяющиеся фрагменты процессов.
Идеальный BPM для бизнеса
По мнению Александра Бондарева, руководителя направления BPM компании Softline, бизнес ждет от BPM четкого описания процессов, роста эффективности использования ресурсов и снижения затрат, увеличения слаженности и эффективности совместной работы, мгновенной передачи данных из одной системы в другую с возможностью дополнительной обработки, возможности работы в условиях меняющихся бизнес-требований, прозрачности и предсказуемости процессов как для руководителей, так и для сотрудников и клиентов.
Сфера применения BPM
Источник: Softline, 2020
Softline предлагает решение любых задач: управление финансами, сбытом, заказами и закупками и персоналом, бюджетирование, работа с клиентами, построение сквозных бизнес-процессов. В зависимости от поставленной задачи, срок реализации проекта может составлять от 3 месяцев до года, а стоимость варьироваться от 1 до 20 млн руб. Основную ставку компания делает на решения Terrasoft, однако изучает и другие платформы.
Алексей Трефилов, директор ELMA, отметил, что 80% потерь эффективности деятельности любой компании происходит из-за проблем взаимодействия между сотрудниками, а 20% — из-за того, что они тратят много времени на выполнение рутинных операций. Роботизация бизнес-процессов помогает снизить издержки, возникающие по второй причине. Роботы прекрасно справляются с повторяемыми, простыми, стандартизированными задачами, которые основаны на стандартных входных данных и многократно повторяются. «В тоже время, робот себя очень плохо чувствует, когда задачи начинают усложняться, — говорит Алексей Трефилов. — Но с точки зрения бизнеса простые задачи автоматизировать не выгодно — заказчик хочет автоматизировать бизнес-процессы».
Идеальным решением может стать BPMS-система, которая организует работу роботов и интегрирует их в бизнес-процессы. Она может жить в организации долго и помогать оперативно менять бизнес-процессы в соответствии с новыми требованиями. Это очень эффективный инструмент автоматизации, в основе которого лежит гибкая методология.
Роль BPMS в организации бизнес-процессов
Источник: ELMA, 2020
Алексей Трефилов рассказал о предлагаемом его компанией продукте ELMA RPA. По его словам, в нем используются инструменты компьютерного зрения и при этом отсутствует лишний функционал. RPA бесшовно интегрированы с BPMS. Само решение может работать как под Windows, так и под Linux.
Практический опыт
Основная проблема цифровизации крупных предприятий — низкая скорость внесения изменений, уверен Ринат Гимранов, начальник управления информационных технологий «Сургутнефтегаз». Традиционные BPMS подходы не годятся — от проектирования бизнес-процессов до внедрения проходит слишком много времени. Выход — использование low-code и no-code решений. Ринат Гимранов рассказал об опыте внедрения такой самодокументирующейся и самопрограммирующейся платформы в компании.
Бимодальный подход к управлению бизнес-процессами
Источник: Сургутнефтегаз, 2020
Анастасия Москаленко, руководитель Службы анализа и моделирования бизнес-процессов, АРОСА поделилась опытом создания комплексной системы управления бизнес-процессами. Была проведена инвентаризация процессов компании, организован их учет и регламентация, разработана технология оптимизации и методика аудита качества. В созданном реестре на сегодняшний день содержится 387 процессов, из них 63 уже оптимизированы, в том числе 30 подверглись полной или частичной автоматизации.
В результате внедрения BPM появилась возможность видеть состояние процессов в любой момент времени, акцентировать внимание на ключевых проблемах, вовремя предпринимать меры по улучшению процессов, выявлять и максимально автоматизировать рутинные участки. Показатель производительности труда в рамках оптимизированных процессов увеличился на 10-55% (в зависимости от процесса).
Одним из главных достижений Анастасия Москаленко считает появление у сотрудников процессного мышления и переход от ответственного исполнения разрозненных участков процесса к управлению всем процессом целиком. Теперь все владельцы процессов вовлечены в активную работу по их оптимизации.
Олег Бимаев, руководитель проектов «Абсолют Страхование», поделился опытом внедрения процесса BPM по контролю бюджета компании. На первом этапе идея проекта не вызвала поддержки бизнеса — люди не понимали, какую выгоду они получат. Для того, чтобы донести до них все преимущества, пришлось создать простую линейную схему процесса, понятную для всех.
На основании полученного опыта, Олег Бимаев рекомендовал не начинать внедрение BPM с процессов, которые вводят дополнительный контроль. «Людей обычно пугает все новое, а если вопрос касается денег и их контроля, то пугает вдвойне, — говорит эксперт. — Все это приводит к негативному фону, непониманию и затягиванию сроков проекта». Начинать внедрение BPMS надо с простых и понятных процессов. Система должна сократить время выполнения операций, уменьшить число рутинных процессов и давать понятные всем результаты.
Роботы все более активно проникают в решения по управлению бизнес-процессами. Решение каких задач можно им доверить? Когда роботы работают лучше людей? Об этом участникам конференции рассказал Алексей Трефилов, директор ELMA.
CNews: Вы предлагаете использовать BPM совместно с RPA. Значит ли это, что BPM сам по себе недостаточно эффективен?
Алексей Трефилов: Каждой задаче — свой инструмент. Обычно попытка решить все задачи универсальным мультитулом не заканчивается ничем хорошим. Как минимум выходит дороже, так как приходится тратить дополнительные усилия на адаптацию и внедрение. Основные потери в бизнес-процессах не в «делании», а в «не делании»: лишние переназначения, ожидания реакции, недопонимания и т. д. Все это решается грамотной организацией коммуникации.
BPM становится важным инструментом цифровой трансформации. Быстро создавать необходимые бизнесу приложения, не привлекая для этого программистов, помогут инструменты Low-Code и No-Codе, уверен Александр Бондарев, руководитель направления BPM компании Softline.
CNews: Как вы видите место BPM в процессе цифровизации?
Александр Бондарев: В основе работы любого бизнеса лежат бизнес-процессы, а поскольку цифровизация влечет за собой автоматизацию большого числа процессов, то ВРМ сегодня по праву можно назвать ее основой. Ведь без понимания и эффективного управления существующими бизнес-процессами никакая организация не сможет стать цифровой.