Роботизация стала одним из трендов последних лет, который уже нашел себе применение и довольно активно используется компаниями самых разных отраслей. Речь идет, в основном, о роботизации рутинных процессов, которая позволяет человеку заняться решением более творческих задач. О технологиях и кейсах в сфере RPA говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «Роботизация бизнес-процессов: когда роботы эффективнее человека»
Алексей Трефилов: Истории неуспеха внедрения роботов — это попытки автоматизировать полноценные бизнес-процессы
Наиболее эффективно использовать роботизацию вместе с системами класса BPM, уверен Алексей Трефилов, генеральный директор ELMA.
CNews: В каких направления использование роботов наиболее эффективно?
Алексей Трефилов: RPA часто применяют для быстрой интеграции систем. Это дешевле и проще классических подходов к интеграции — не надо изучать API, не требуется знать структуры данных этих систем. Иногда обычная интеграция Legacy-систем невозможна. А для RPA это легкая задача — все, что может линейно по алгоритму выполнять человек, сможет и робот.
Программные роботы подходят для департаментов HR, ИТ, бухгалтерии, аналитики, отдела продаж, логистики и закупок — тех отделов, которые наиболее часто выполняют повторяющиеся ручные операции по обработке и переносу данных из нескольких систем. Эти процессы не имеют какой-то отраслевой специфики. Они отличаются от компании к компании, но в целом везде примерно то же самое.
CNews: Какие ограничения в использовании этой технологии вы видите?
Алексей Трефилов: Истории неуспеха внедрения роботов — это обычно попытки автоматизировать при помощи RPA полноценные бизнес-процессы. Например, процессы закупок. Получаются хлипкие конструкции из каскадов роботов, управляющих роботами, которые в свою очередь управляют другими роботами. В итоге — сложное внедрение нестабильного продукта.
RPA не предназначен для решения таких задач. Сила RPA в другом. Идеально применение роботизации для недлинных цепочек монотонных простых задач, а не сложных процессов с множеством ветвлений и организацией взаимодействия сотрудников различных подразделений. Это поле для систем других классов.
Важно строить автоматизацию при помощи RPA на надежном каркасе, который позволит закрыть функции взаимодействия сотрудников и вообще способен автоматизировать именно процессы. Идеальное решение – это BPMS. Связка BPMS+RPA отлично работает: BPMS берет на себя задачу управления бизнес-процессами и организацию взаимодействия между его исполнителями, а RPA минимизирует рутинные задачи в бизнес-процессе. При помощи комбинации инструментов можно решать сложные задачи с более ощутимым результатом, чем в случае использования инструментов по-отдельности.
CNews: Как RPA уже используется в продуктах ELMA?
Алексей Трефилов: Продукты ELMA работают в бесшовной связке – в этом заключается наша концепция ELMA Intelligent Automation. Система автоматизации бизнес-процессов ELMA BPM может оркестровать роботов и другие системы, включая их в бизнес-процессы наряду с людьми. В итоге люди и роботы трудятся бок-о-бок. ELMA RPA может бесшовно встраиваться в бизнес-процессы ELMA BPM, забирая на себя рутинные операции по переносу данных между системами (быстрые интеграции), сверке данных и поиску ошибок, разбору документов. Таким образом получается синергетический эффект от использования систем. Впрочем, ELMA RPA можно использовать и отдельно как самостоятельное решение для выполнения рутинных задач.