Форс-мажор весны 2020 года стал отличным поводом протестировать работу государственных информационных систем. Как они себя показали? Какие проблемы возникли? Как пандемия скажется на их дальнейшем развитии? Эти темы обсудили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «ИКТ в госсекторе: новые условия и новые вызовы».
Александр Шведов: Транспортная инфраструктура будет развиваться по модели ГЧП
О том, как будет развиваться транспортная инфраструктура нашей страны, какие решения надо внедрять в первую очередь, рассказал Александр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «ВымпелКом».
CNews: Развитие транспортной инфраструктуры — одна из самых актуальных задач крупных городов. Какие технологии могут помочь ее решить?
Александр Шведов: Развитие транспортной инфраструктуры — одна из важнейших задач регионального развития нашей страны. Дополнительную степень ответственности и стимул к усовершенствованию и развитию она приобрела с указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и разработанным на его основе Национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Очевидно, что решение поставленных задач, касающихся увеличения процента автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, снижения доли дорог, работающих в режиме перегрузки, снижения количества мест концентрации ДТП и, что особенно важно, снижения смертности в результате ДТП, невозможны без привлечения современных технологий. Внедрение интеллектуальных транспортных систем в качестве рычагов цифровизации государственного управления в транспортном секторе рассчитано на достижение поставленных задач. Кроме того, оно оказывает существенное влияние на городское управление и принятие решений, повышает уровень безопасности, комфорт и качество жизни граждан.
Ключевыми направлениями в цифровизации транспорта, на которые сегодня сделан основной акцент, являются соблюдение правил дорожного движения транспортными средствами, правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и сохранность целостности автомобильных дорог, автоматизация системы управления дорожным движением для городской агломерации. Решение проблематики по каждому направлению в совокупности позволит существенно сократить риск возникновения ДТП, а также причинения вреда здоровью и жизни человека.
В качестве предупреждающего фактора соблюдения правил дорожного движения сегодня используются камеры фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ФВФН ПДД), размещенные на дорожных опорах вдоль трасс регионального и федерального значений и в черте города. Камера фиксирует нарушение, такое как несоблюдение скоростного режима, нарушение правил обгона, нарушение дорожной разметки и т.д, направляет фиксацию нарушения на сервер ЦАФАП ГИБДД, где по номеру государственного регистрационного знака (ГРЗ) транспортного средства устанавливается личность владельца и его адрес, на который направляется протокол и административный штраф. Плюсы от решений на основе комплексов ФВФН ПДД выражаются в данных ГИБДД за 2018 год: более 1300 аварийно-опасных участков на автодорогах страны было ликвидировано после установки на них камер ФВФН ПДД.
Обеспечение целостности и сохранности качества дорожного полотна на протяжении отведенного срока эксплуатации является одним из ключевых факторов безопасности дорожного движения и снижения вероятности возникновения ДТП. Решением по сохранению целостности дорог являются автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК), расположенные на федеральных и региональных трассах. С помощью встроенных в дорожное полотно силоприемных модулей, модулей измерения габаритных размеров и камер распознавания ГРЗ транспортного средства, размещенных над дорогой на П-образной опоре, система получает основные параметры для анализа правил перевозки грузов (ППГ): допустимой массы, допустимых осевых нагрузок и допустимых габаритов транспортного средства. Транспортные средства, параметры которых превышают допустимые ППГ нормы, отмечаются системой как нарушители и через ЦАФАП ГИБДД получают извещение о нарушении.
Автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД) рассчитана на увеличение пропускной способности улично-транспортной сети, преимущественно оживленных перекрестков, снижение количества заторов и потенциальных возможностей дорожно-транспортных происшествий. Входящие в состав комплекса АСУДД камеры видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД позволяют определять загруженность и скорость различных транспортных потоков, которые при синхронизации с комплексом управления светофорами уменьшают время простоя и дают приоритет более загруженным участкам движения.
Отдельно стоит отметить, что и перечисленные, и другие средства автоматизации позволяют сократить количество ошибок, вызванных человеческим фактором, увеличить скорость принятия решений в обработке и выдаче постановлений о нарушении правил ПДД, средства от оплаты которых поступают в государственный бюджет.
CNews: Такие решения предлагает множество компаний. В чем преимущества операторов связи?
Александр Шведов: Возникает разумный вопрос: силами каких исполнителей за столь короткий промежуток времени возможна реализация подобных проектов федерального масштаба? Несомненным преимуществом обладают ведущие операторы связи. Наличие собственной инфраструктуры для оказания услуг передачи данных высокого качества и с соответствующей степенью надежности – ключевой фактор предоставления качественного сервиса и работоспособности выбранного технического решения. Отдельно стоит отметить, что зачастую оказание услуг по передаче данных необходимо в том числе и на комплексах, сильно удаленных от городской черты. И решением по связи будут выступать уже беспроводные технологии, что для сторонних компаний-исполнителей может стать дополнительной организационной и финансовой нагрузкой. Кроме того, опыт использования технологий больших данных и искусственного интеллекта для автоматизации бизнеса и оптимизации затрат все чаще находит отражение и спрос в том числе и в государственном сегменте.
CNews: Как вы относитесь к идее расширения государственно-частного партнерства при решении таких задач?
Александр Шведов: Реализация подобных инфраструктурных телеком-проектов требует от исполнителя наличия серьезных профессиональных и технических компетенций, необходимой инфраструктуры и опыта подобных проектов. Формат государственно-частного партнерства при решении подобных задач позволяет исполнителю в долгой перспективе обеспечивать своевременную, профессиональную и качественную эксплуатационную поддержку предоставленного решения. А для государственного заказчика — это возможность выбрать оптимальную модель финансирования проекта. Кроме того, такой подход особенно актуален в год борьбы с коронавирусной инфекцией и перераспределения бюджетов в сторону здравоохранения.