Форс-мажор весны 2020 года стал отличным поводом протестировать работу государственных информационных систем. Как они себя показали? Какие проблемы возникли? Как пандемия скажется на их дальнейшем развитии? Эти темы обсудили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «ИКТ в госсекторе: новые условия и новые вызовы».
Алексей Печенин: Госзаказчики все чаще склоняются к закупке не продуктов, а услуг
Госкомпании и госведомства постепенно приходят к пониманию того, что облачные сервисы — это выгодно, удобно, надежно и безопасно. Какие решения предлагают им российские компании, рассказали Алексей Печенин, директор по работе с клиентами «Mail.ru для бизнеса», и Артур Щетинин, руководитель группы по работе с государственным сектором Mail.ru Cloud Solutions.
CNews: Госведомства и госорганизации многие годы стремились развивать собственную ИТ-инфраструктуру. Сейчас наступила эра облаков. Изменилось ли их отношение к облачным сервисам?
Алексей Печенин: Государственные компании всегда уделяли особое внимание безопасности данных и надежности технической инфраструктуры, поэтому в первую очередь доверяют той инфраструктуре, которую построили сами. Текущие ограничения, такие как долгий цикл проведения закупки и поставки оборудования, необходимость руководствоваться принципами импортозамещения при выборе решения, начали склонять госзаказчиков в сторону более простых решений, оплачивая услугу, действующую с момента подписания контракта и уже включающую в себя техническую поддержку. Сегодня мы видим рост таких запросов среди университетов и медицинских учреждений.
Не стоит забывать и о самих сотрудниках, которые используют иностранные облачные сервисы для обмена файлами. Зачастую это связано с ограничением размера прикрепленного файла в почте. Многие слышали о публичной доступности ДСП-документов при таких сценариях. В таких случаях мы рекомендуем использовать Teambox, который помимо соответствия российскому законодательству в части защиты и хранения данных, отвечает современным пользовательским запросам: удобный интерфейс, легкость использования и установки.
CNews: Какие услуги может предложить госсектору Mail.ru?
Алексей Печенин: На волне импортозамещения многие крупные госкорпорации начали предъявлять обязательные требования к применяемым ИТ-решениям. Поэтому в первую очередь мы предлагаем наши технологии, находящиеся в реестре отечественного ПО. В частности, продукты Mail.ru Group закрывают 15 направлений в рамках приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 20.09.2018 г. N 486. Это выстроенная экосистема от корпоративной почты и мессенджера до системы виртуализации с возможностью построения собственного озера больших данных и инфраструктуры управления интернетом вещей.
Важно отметить, что мы активно развиваем направление сервисов корпоративных коммуникаций для госструктур и бизнеса. Продукты платформы «Mail.ru для бизнеса» отвечают требованиям статьи 12.1 Федерального закона N 149-ФЗ «О защите информации», корпоративная почта Mail.ru и корпоративный мессенджер Myteam включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Эти сервисы доступны для инсталляции на серверах и в облаке.
Артур Щетинин: Еще один главный фактор нашего участия — скорость реализации проектов. Самостоятельное формирование команды для построения инфраструктуры — длительный и затратный процесс, в то время как внешняя экспертиза специалистов Mail.ru Cloud Solutions позволяет в короткие сроки создать надежную масштабируемую систему на базе облачных сервисов. Наши архитекторы подключаются к проектам заказчика, чтобы помочь оптимизировать работу ИТ-систем и познакомиться с новыми решениями.
По такому пути, например, пошла госкорпорация «Росатом»: в рамках реализации стратегии цифрового импортозамещения она планирует повысить уровень технологической импортонезависимости атомной отрасли России с помощью создания типовой отраслевой инфраструктуры на базе отечественного ПО. Это также будет способствовать развитию российского рынка разработки инфраструктурных решений. В госсекторе все еще сохраняется консервативная позиция по развертыванию решений внутри своего периметра. Однако на данный момент мы наблюдаем тенденцию роста доверия к публичному размещению ИТ-сервисов среди госкомпаний.
Мы не ограничиваемся одними технологиями и стараемся смотреть на вопрос шире, сопровождая заказчиков на протяжении всего пути цифровизации. Для этого мы содействуем подготовке высококвалифицированных кадров с помощью наших образовательных платформ, проводим хакатоны среди наших пользователей, предлагая менторскую поддержку участникам в реализации проектов.
CNews: Как вы намерены конкурировать с создаваемым по инициативе Минкомсвязи «Гособлаком»?
Артур Щетинин: Наша главная цель — создавать качественный, надежный и безопасный сервис. Ежедневно мы обслуживаем и помогаем сотням компаний, которые доверяют нам свою работу и данные российских граждан. Мы не планировали конкурировать с «Гособлаком», напротив — мы помогаем его развивать. Существующие в нашей экосистеме технологические решения и большой опыт цифровизации соответствуют потребностям госсектора, именно поэтому с декабря 2019 года Mail.ru Group занимается разработкой государственной единой облачной платформы (ГЕОП).