Ритейл и сфера услуг входят в число отраслей, наиболее пострадавших от последствий эпидемии COVID-19. Первым пришлось срочно перестраивать бизнес-модель, а вторым – искать способы пережить карантин так, чтобы после его завершения не потерять бизнес, а вернуться к нормальной жизни. О том, какие проблемы помог выявить коронавирус, как быстро подстроиться под изменившиеся условия и заложить основы восстановления бизнеса в будущем, говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «ИТ в ритейле и логистике: точки роста и векторы развития».
Евгений Колбин: Компании, которые используют облака, легче переживают кризис
Сегодняшняя чрезвычайная ситуация убедительно доказала преимущества использования облачной инфраструктуры. В будущем ритейлеры будут уделять облакам все больше внимания, рассказал Евгений Колбин, генеральный директор SberCloud.
CNews: Какие облачные сервисы наиболее востребованы ритейлерами?
Евгений Колбин: Так как ритейл находится в авангарде использования облачных технологий, то помимо стандартных IaaS-сервисов (облачные ЦОДы и различные типы хранилищ данных), он уже сейчас использует облачные решения на основе искусственного интеллекта (AIaaS), работает с большими данными, продуктами Data science as a service (DSaaS), а также платформенными сервисами (PaaS) и созданными на их основе облачными приложениями (SaaS).
Тем не менее, многие проекты по цифровой трансформации затягиваются, проваливаются или не оправдывают надежд. Давайте попробуем разобраться почему и как этого избежать — сделать процесс контролируемым и приносящим выгоду компании.
CNews: Какие преимущества такого подхода к построению ИТ-инфраструктуры стали очевидны в сегодняшней стрессовой ситуации?
Евгений Колбин: Нынешняя эпидемиологическая ситуация внесла серьезные коррективы в работу всего ритейла – крупного, среднего, малого. Это касается как внутренних бизнес-процессов – перевода офиса на дистанционную работу, внедрения электронного документооборота, так и взаимодействия с клиентами – мы все видим резкое повышение нагрузки на онлайн-магазины и логистику.
Дистанционная работа потребовала перехода на облачные платформы и инструменты совместной работы, коммуникации и контроля результатов. Для тех компаний, у кого был такой опыт, переход на удаленку прошел более гладко, чем у тех, кому пришлось осваивать новые инструменты.
Что касается работы онлайн-магазинов и бэк-офиса, то при резком росте количества клиентов и заказов для компаний с облачной инфраструктурой процесс масштабирования либо прошел автоматически, либо потребовал минимальных усилий и решался буквально за минуты. А вот многие компании, использующие собственную ИТ-инфраструктуру, испытали серьезные проблемы и были вынуждены срочно решать вопрос масштабирования своих ИТ-ресурсов.
CNews: Как вы видите изменение спроса на облачные услуги после кризиса?
Евгений Колбин: Я думаю, что спрос на облачные технологии однозначно возрастет, потому что как раз сейчас многие компании пересматривают свои бизнес-стратегии, расходы, в том числе на ИТ-инфраструктуру, аренду офисов и многое другое. И тут как раз на помощь приходят облачные решения, которые, конечно, не избавят от расходов полностью, но однозначно помогут их оптимизировать.
Помимо роста IaaS возрастет спрос на AIaaS, предиктивную аналитику спроса и оптимизации с помощью искусственного интеллекта всей производственной цепочки – от заказа товара, его производства, логистики, работы складов, продаж до доставки конечному потребителю.
Также возрастет роль мобильных приложений в ритейле, а следовательно, PaaS платформ c поддержкой контейнеризации и бессерверных вычислений, таких, например, как наша SberCloud.Advanced. Именно с помощью такой платформы можно быстро разрабатывать, управлять и развивать мобильные приложения как для пользователей, так и для сотрудников.