С чего должна начинаться цифровая трансформация? На что надо обращать внимание в первую очередь? Как добиться того, чтобы она начала как можно быстрее приносить реальные результаты? Эти вопросы обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровая трансформация 2019».
Александр Глазков: У банков нет оснований отказываться от сотрудничества с вендорами
Банки стараются превратиться в ИТ-компании и активно создают собственные ИТ-подразделения для того, чтобы оперативно решать задачи цифровизации. Однако такой подход не всегда оправдан. У вендоров появились цифровые платформы, помогающие быстро и эффективно создавать единое цифровое пространство, рассказал Александр Глазков, председатель совета директоров компании «Диасофт».
CNews: Какие ошибки чаще всего совершает бизнес в процессе цифровизации? Как их избежать?
Александр Глазков: Значительное ускорение доставки обновлений продуктов требовало поиска новых подходов к программному производству. Компании искали пути решения и допускали ошибки – пытались увеличить количество ресурсов и производственных команд, но оказалось, что эта история неуправляемая.
Если водопадный подход в организации работы производственных команд уже не эффективен, то принцип agile полностью отвечает современному темпу работы – квалифицированные устойчивые команды, которые работают по agile, способны за короткий период времени предоставлять заказчику результат, делать быстрые доработки и т.д.
Agile – это даже больше про культуру управления. Если команды должны быть гибкими, уметь быстро подстраиваться под изменения, им необходимо находиться в зоне комфорта. Мы стремимся к культуре согласия, когда люди могут свободно договариваться о том, что они делают и при этом достигать результатов. Это не отменяет необходимости соблюдения правил, выпуска версий продукта, программирования без ошибок и т.д., но при этом формируется более комфортная атмосфера для продуктивной работы.
Также изменился подход к проектированию информационных систем. Ошибаются те, кто не смотрит на зарубежный опыт: согласно рекомендациям Gartner, сегодня актуален двухскоростной архитектурный подход, который подразумевает построение разделенного фронт и бэк-офиса. Основная проблема бизнеса заключается в бэк-офисных системах – чаще всего они представляют собой монолитные legacy-системы, которые создавались с учетом того, что с ними будут работать сотрудники банков. Сейчас мы приходим к тому, что бэк-офис должен быть роботизированным, все бизнес-процессы – отработаны во фронт-офисе, а каналы представлять собой единое цифровое пространство. Сегодня мы предлагаем банкам омниканальную цифровую платформу, когда все каналы между собой взаимосвязаны, подключены к идентичным процессам и клиенту только остается выбрать удобный ему канал, чтобы получить тот или иной сервис от банка.
Решая задачу цифровой трансформации, нельзя игнорировать новые технологии, применение которых сегодня становится приоритетным во всех отраслях экономики и в мире, и в России. Все более востребованными становятся микросервисные архитектуры, именно они способны обеспечить суперустойчивость, «неубиваемость» решений, которые поддерживают гарантированный, бесперебойный доступ к продуктам и услугам организации.
В настоящий момент мы находимся на пике технологической революции, когда стремительно разрабатываются и внедряются новые технологии, на базе которых создаются ИТ-решения, но оценить их реальные преимущества не всегда возможно, должно пройти время. Скорее всего, это произойдет в ближайшие три-пять лет, когда пик революции пойдет на спад, и появится время для реальной оценки эффективности применяемых технологий.
CNews: Насколько эффективно заниматься цифровизацией собственными силами, без привлечения вендора?
Александр Глазков: Три-пять лет назад, когда цифровая трансформация только начиналась, у вендоров не было готовых решений. Банкам и финансовой сфере в целом пришлось заняться собственной разработкой. В этом были свои преимущества – независимость от вендоров, возможность быть заметными в трендовой теме, неограниченные внутренние ресурсы. Но в итоге банки пришли к тому, что необходимы внешние ресурсы. Как раз вендоры успели подготовиться, в частности у нашей компании появились новые возможности, и мы стали встраиваться в процесс разработки решений в банках. Этот тренд сейчас активно набирает обороты.
Предназначением вендора всегда было, есть и будет – делать дешево, дешевле, чем собственная разработка банка. Пока ситуация такова, у банков нет оснований отказываться от сотрудничества с вендорами.