Если банки не хотят упустить свое будущее, они должны перестать быть простыми «денежными мешками» и распределителями кредитов. Финансистам придется войти и как следует закрепиться на территории сотовых операторов, социальных медиа и сервисных компаний, считают участники секции «Банки» прошедшего 9 ноября юбилейного CNews Forum 2017, организованного CNews Conferences и CNews Analytics
Все мы немного киборги
Как отметили участники секции, главный враг на пути банков к переменам вовсе не противодействие регуляторов или злые козни конкурентов. Основное препятствие – неповоротливость самих банков.
«Главный враг банков – не финтех, а они сами, – сказал Михаил Попов. – Ключевой девиз традиционного банка: «Мы наблюдаем». Появились соцсети – банки наблюдают, появились месседжеры – опять наблюдают. Исходят из посыла, что вот когда станет интересно – ворвемся и всех победим, там ведь только маленькие стартапы. Но на деле все не так. Финтех давно уже делается большими компаниями, и они сильно давят на банки».
Затронули в обсуждениях и технологии искусственного интеллекта (ИИ). Как отметил Сергей Лукашкин, руководитель финтех-проектов, банка «Открытие», в 2016 г. в системы ИИ было инвестировано порядка $5 млрд по всему миру. «Возникает очевидный вопрос, можно ли объединить силу искусственного и естественного интеллектов», – заметил эксперт.
По его мнению, ИИ постепенно станет частью среды, в которой живет человек. «ИИ будет дополнять наш естественный интеллект. Внешние источники информации мы используем давно. Самый простой пример – календарь. Это некое внешнее знание, не надо запоминать и постоянно хранить в памяти сегодняшнее число, достаточно посмотреть на листок календаря. Более сложный пример – смартфон, который сегодня есть у каждого. В смартфоне установлен навигатор, интернет, много полезных приложений. Это позволяет человеку не запоминать или не знать каких-то данных, а получать их, когда нужно у электронного помощника. Таким образом, мы превращаемся сегодня в своеобразных информационных киборгов», – сказал представитель «Открытия». «Сначала была концепция, что клиент должен делать все сам, – дополнил его мысль основатель TalkBank. – Теперь все делает робот, клиент только подтверждает свое желание. Роботизация приводит к исключению человека из общения с клиентом».
Кстати, и сам сматрфон, возможно, в скором времени не понадобится. «С падением стоимости датчиков и доступа в сеть, нас напичкают интернетом везде, – сделал прогноз Михаил Попов. – Технология распознавания лиц позволит идентифицироваться где угодно. В результате люди уйдут от собственных девайсов. Они нам станут в принципе не нужны, мы сами по себе носители своей идентичности».
Презентации участников форума