Если банки не хотят упустить свое будущее, они должны перестать быть простыми «денежными мешками» и распределителями кредитов. Финансистам придется войти и как следует закрепиться на территории сотовых операторов, социальных медиа и сервисных компаний, считают участники секции «Банки» прошедшего 9 ноября юбилейного CNews Forum 2017, организованного CNews Conferences и CNews Analytics
Где можно сэкономить?
Однако в стремлении банков к светлому мобильному будущему, никто не отменял необходимости сокращения издержек и совершенствования процессов менеджмента. Многочисленные рецепты оптимизации банковского бизнеса привели в своих выступлениях участники встречи.
Олег Шкинев рассказал собравшимся о возможностях сокращения расходов на содержание терминальной сети. «Сегодня в России насчитывается более 100 тыс. процессинговых центров, – привел данные вице-президент ITG. – В эксплуатации находится более 1,5 млн POS-терминалов. И ежегодно p7,5 млрд тратится только лишь на обслуживание терминального парка. Причем, это только прямые затраты, с учетом косвенных цифру можно смело умножать на два. И расходы будут только увеличиваться, поскольку POS-эквайринг продолжает расти темпами 10–15% в год. Возникает вопрос: где можно сэкономить?».
Банки отдают Payment Service Provider малодоходных клиентов, сокращая затраты
«Один из вариантов – внедрение комплексов эффективного управления терминальной сетью. К таким в частности относится продукт, который я представляю, – платформа UniPOS Pro, стыковка между эквайрингом и ИТ. Экономия на поддержание эквайринговой сети благодаря внедрению платформы составляет 18%–25%. И это не прогноз, а уже полученные результаты», – сообщил докладчик.
Евгений Пухов, директор по развитию технологий Commvault в России, предложил вариант полезного использования резервных копий, которые требуются лишь раз в год и все остальное время лежат мертвым грузом, попусту расходуя ИТ-ресурсы. «Почему бы не использовать данные бэкапа, – отметил эксперт. – Резервные копии можно задействовать в типовых задачах, не нагружая таким образом сам продуктив». К этим задачам могут относиться, например, предоставление общего доступа к ресурсам, отправка по электронной почте короткой ссылки вместо громоздких сообщений, решение задач информационной безопасности, связанных с изучением контента на предмет соответствия требованиям регулятора и корпоративным нормам, и многое другое.
BPM (процессное управление) – это явление, с которым так или иначе придется работать всем, считает Елена Силкина, партнер и директор BPM-практики Next Consulting. «Среди наших заказчиков есть один из самых крупных банков страны. В процессе переговоров я задала им вопрос, какую проблему они назвали бы наиболее острой. Мне ответили, что есть проблема, с которой сталкиваются абсолютно все банки: непонятно с чего начинать, куда двигаться и какие существуют правильные пути решения тех или иных вопросов. А чтобы достичь конкретной цели, надо внедрить процессный подход и придерживаться его», – сказала она.
«Если говорить об оптимизации бизнес-процессов, то важно помнить, что сделать все вручную не получится, это будет слишком долго. Все равно придется выбрать ИТ-решение. У нас есть большой портфель продуктов: ARIS, BusinessStudio. Bizagi, BPM Online и многие другие. Но мы выбираем конкретное решение, исходя только из того, что нужно клиенту и что ему подходит», – добавила представительница Next Consulting.
Время – больше не деньги, оно дороже денег
В вопросе о том, что выгоднее – отдать все что можно из ИТ на аутсорсинг или продолжать разбираться самим, мнения разошлись. Участники обсуждения привели разные примеры – как вывода функций из банка, так и приобретения банком целой ИТ-компании и введения ее в штат.
Михаил Соловьев, руководитель направления виртуализации DataLine, описал примерный сценарий приобретения банком новых сервисов у сторонних провайдеров. «Для чего банку облако? Например, если нужно быстро запустить проект. Услуга требуется прямо сейчас, а бюджет на серверы и ПО будет утверждаться только через 3 месяца. В этом случае обращение к сервис-провайдерам, таким как DataLine, – отличный выход. В облаке все уже есть, и оборудование, и софт, можно сразу запускать в продуктив».
«Сначала клиент работает с нами по модели IaaS, ему нужно только разместить на наших серверах какую-либо систему, например ERP, – продолжил Михаил Соловьев. – Но затем клиент приходит к осознанию, что ему нужно много чего еще: бэкап, мониторинг, BPM, сети связи и так далее. Так мы постепенно начинаем оказывать все больше и больше услуг».
В свою очередь Денис Майоров, начальник управления сопровождения транзакций Московского кредитного банка (МКБ) рассказал об опыте покупки банком независимой ИТ-компании. В МКБ активно развивается сеть платежных терминалов и банкоматов, на которой реализовано множество проектов. Для запуска и ведения всех этих проектов банк привлек стороннюю ИТ-компанию.
Терминалы могут не только выдавать наличные или принимать платежи, уже развивается сервис банкоматов-инкассаторов.
«Но по мере развития сети мы попадали в прямую зависимость от компании-подрядчика, – поделился опытом представитель МКБ. – Причина в том, что перейти на другой софт уже очень непросто, и любой вопрос приходилось прорабатывать и решать одновременно с двумя сторонами – клиентом и подрядчиком. Поэтому, оценив все за и против, банк купил ИТ-компанию, а еще через два года полностью интегрировал ее вместе со всем персоналом в штат банка».
«Что же делать: покупать сторонних разработчиков, разрабатывать самим, сотрудничать с разработчиками?», – задался вопросом Михаил Попов. «Ответ должен исходить из одного критерия: время, – ответил он на свой же вопрос. – Сегодня ключевой вопрос – это не деньги, а время. Если ты наблюдаешь и не действуешь – ты его теряешь. Тот, кто врывается в какую-то инновацию, конечно, может ошибиться и потерять деньги. Но зато он не потеряет времени. Поэтому правильная стратегия – рисковать, входить в новые технологии и получать от них отдачу».