Спрос фарминдустрии на информатизацию растет. Коммуникации всех видов: B2B, B2C, B2G, цифровой маркетинг, выполнение жестких требований различных регуляторов – вот далеко не полный перечень тех задач, которые современные ИТ помогают решать фармацевтическим компаниям. Перспективы цифровизации отрасли обсудили участники секции «Фарминдустрия», организованной CNews Conferences и CNews Analytics в рамках CNews FORUM 2017.
Эффективная работа в полях
По данным QuintilesIMS, львиная доля бюджета фармацевтических компаний – до 73% – расходуется на «полевой персонал». Аналитики Ipsos Healthcare подтверждают: медицинские представители все еще остаются основной движущей силой развития бизнеса фармацевтических компаний. По их оценкам, 51% практикующих врачей считает именно их главным источником информации о лекарственных препаратах. Однако работа с этим персоналом влетает для компаний в копеечку: каждый полевой сотрудник обходится компании от p2 до p5 млн. в год. При этом эти сотрудники играют требуют постоянного обучения, повышения квалификации и мотивирования.
Традиционно для оптимизации управления полевым персоналом предлагается внедрение разнообразных CRM-систем, поддерживающих тесную интеграцию удаленных мобильных рабочих мест с корпоративными информационными системами, включая доступ к данным о маркетинговых соглашениях и прочих деталях продвижения продукции компании через аптеки. О новом интересном опыте оптимизации затрат на полевой персонал рассказал Павел Карасев, ИТ-директор российского представительства компании Chiesi. В данном проекте компания сосредоточила внимание на снижении убытков от так называемых трудовых рисков, которые приносит с собой армия удаленных сотрудников.
Несмотря на то, что в российском правовом поле появилось понятие «дистанционный труд», требования трудового кодекса остались достаточно жесткими: в условиях обмена электронными документами получить обязательную личную подпись сотрудника в трехдневный срок, как это требует закон, зачастую проблематично, если этот сотрудник работает, скажем, на другом конце страны.
Поскольку заключение трудового договора и иной электронный документооборот в рамках дистанционной работы должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, в компании Chiesi внедрили сервис облачной криптографии при обмене электронными документами с удаленными сотрудниками. «В результате мы полностью отказались от бумаг в кадровом документообороте и добились радикального снижения трудовых рисков», – пояснил Павел Карасев.
Концепция облачной подписи предполагает хранение закрытого ключа и выполнение процедуры подписи и шифрования данных непосредственно на облачном сервере. Там же – на облачном сервере, который прошел необходимые проверки, – хранятся все персональные данные граждан, с которыми имеет дело полевой сотрудник компании. Обмен документами между сотрудником и компанией происходит через его личный облачный кабинет с предельно простым механизмом доступа – с помощью двухфакторной аутентификации (PIN-код и SMS-пароль).
Сервис доступа удаленного сотрудника к документам отдела кадров через облачный личный кабинет
Опыт компании Chiesi подтверждает: функционал HR выглядит простым в условиях личного присутствия сотрудника, но оказывается сложной задачей при воплощении в цифре. ИТ-отдел компании успешно справился с этой задачей – автоматизированы операции подтверждения получения документов, передачи их на согласование, подготовки дополнительных документов, например, приказа об отпуске, следующего за одобрением заявления на отпуск.
Сервис облачного электронного документооборота гарантирует доставку документов в нужные сроки
Проект облачной электронной подписи, реализованный в компании Chiesi, служит отличной иллюстрацией к тезису об интегрирующей роли ИТ на предприятиях современной фарминдустрии. Это комплексный проект, в котором с помощью ИТ эффективно решается целый спектр актуальных для компании задач: от обеспечения строгого соответствия требованиям закона «О персональных данных» и Трудового кодекса до мониторинга и контроля юридически значимых действий сотрудников.
Алексей Гайдуков, «1С»: Наш подход к интеграции фармкомпаний с государственными информационными системами на основе библиотек обеспечивает единство методических и интерфейсных решений
Александр Самородов, AstraZeneca: Digital-стратегия как воплощение ИТ для бизнеса и Digital-стратегия как цифровой маркетинг – это разные вещи, хотя порой пересекаются
Василий Журавлев, MSD: Сегодня ключевой задачей становится информационная поддержка врача в режиме реального времени
Павел Карасев, Chiesi: Мы полностью отказались от бумаг в кадровом документообороте и добились радикального снижения трудовых рисков