Аналитики рассказывают, что, по опросам ИТ-директоров компаний, 60% из них ясно понимают термин «цифровая трансформация бизнеса». Сегодня это, пожалуй, самый громкий тренд, который компании включают в свои стратегии развития ИТ. Но насколько едино это понимание и насколько оно соответствует определениям, которые дали ИТ-гуру в своих книгах по этой теме? Участники конференции «ИТ-стратегия 2017: новые тренды», организованной CNews Conferences и CNews Analytics, скорее, не согласились с отчетами аналитиков. По их мнению, если мы развиваем ИТ, внедряем инновации – для нас это и есть цифровая трансформация. И для каждой компании она имеет свое содержание.
«Любая стратегия – это набор возможностей, рыночных окон, в которые нужно попасть. Возможности возникают там, где происходят изменения. Но сегодня темпы изменений таковы, что человек уже неспособен уследить за прогрессом: планирование производится почти за гранью интуиции менеджера, ограничено время для принятия сложных решений и, наконец, человек нуждается в «цифровых помощниках, – говорит Евгений Почкаев. – И я говорю представителям ИТ-компаний, что я сам знаю, какие информационные системы мне нужны, а от них я хочу получить то, чего я пока не знаю, и что даст моей компании технологическое преимущество перед конкурентами».
ИТ-директор имеет ограниченные ресурсы для развития в виде денег, персонала и времени. Поэтому единственный стратегический путь в ИТ – оптимизация и повышение эффективности своей деятельности. По мнению CIOBIOCAD, технологии должны давать бизнесу определение возможностей, которые дают передовые технологии, формировать амбиции компании и формировать стратегические инициативы по реализации этих амбиций.
Стратегические инновации
Много лет назад – по меркам высоких технологий – некоторые крупнейшие ИТ-корпорации активно распродавали производство компьютерного «железа», которое еще недавно приносило им неплохие доходы. На вопрос: «Почему так, что случилось?», они отвечали: «В этой области стало слишком легко конкурировать. Мы выпускаем новый девайс, на разработку которого потратили колоссальное количество средств и времени, а через полгода уже везде продаются его китайские копии. Теперь мы сосредоточимся на том, что никто не способен быстро и просто скопировать – на наших инновациях».
Инновациям как непременной части ИТ-стратегии современного бизнеса посвятил свое выступление Антон Левиков, директор по ИТ компании «Новард». Причем они удивительным образом сочетаются с «традиционными православными ценностями», на которые, по словам спикера, ориентирована компания. Впрочем, выступление было исключительно деловым, с рекомендациями, где искать инновации (в известных российских фондах), и как с ними работать. «В моих планах на 5 лет стоят совершенно конкретные задачи: определить перспективные процессы для внедрения новых цифровых технологий в дочерних компаниях и, что самое сложное, целевой уровень инфраструктуры для поддержки этих процессов, – пояснил докладчик. – Далее мы должны создать поток инноваций с рынка, в первую очередь для улучшения отношений с клиентами, создать механизм их анализа и принятия. И третья задача – быстро решить вопрос использования инноваций либо методом внедрения, либо потреблением как услуги».
Этапы обработки инновационной технологии в компании
Как сфокусировать ИТ на достижение бизнес-результата – давняя задача, над решением которой работают многие компании. За десятилетия были выработаны несколько более или менее успешных моделей. Но единого рецепта до сих пор нет, особенно в России с ее относительно молодым ИТ-бизнесом и патриархальной системой руководства, поэтому мы довольно часто встречаем все новые и новые лучшие практики в этой области.
«Национальный расчетный депозитарий – это Центробанк на рынке ценных бумаг», – так представил участникам конференции свою организацию директор департамента развития ИТ-систем Павел Андрианов. В 2014 году в его департаменте 70 человек занимались развитием ИТ, и 50 – их поддержкой. Почти весь софт был «инхаусный», высокого качества, и обслуживали его высококвалифицированные сотрудники. «Но при этом была проблема, которую нужно было решить, – рассказал докладчик. – Бизнес как заказчик ИТ-сервисов выделял средства и говорил, какую задачу ему нужно решить. Но быстро это сделать было невозможно, и своей очереди можно было ждать пару лет. Конечно, эти проекты теряли актуальность. Поэтому в ИТ-стратегию была внесена задача изменить эту ситуацию. Мы смогли поменять парадигму развития ИТ, привлечь аутсорсеров и построить конвейер решения ИТ-задач, к отдельным операциям на котором могут привлекаться разные сотрудники и даже компании». В результате НРД расширил мощности ИТ, и на настоящий момент они ограничены только имеющимся бюджетом.
Результаты смены ИТ-стратегии НРД
При этом была начата программа по выявлению ИТ-лидеров среди специалистов. ИТ-лидер – это сотрудник ИТ, отвечающий за взаимодействие с заказчиком по всем его задачам развития и текущей деятельности, и принимающий важные решения совместно с заказчиком. Это делается для того, чтобы ИТ и бизнес стали партнерами. В результате минимизировались ресурсные конфликты, повысились прозрачность и эффективность инвестиций, сократились сроки реализации проектов, стали накапливаться новые, более широкие компетенции.
ИТ для выживания
«Микрофинансирование» – выдача быстрых и коротких кредитов населению – еще один вид высокотехнологичного бизнеса. Компания «Домашние деньги» выросла до такого уровня, что стала нуждаться в ИТ-планировании. Это нужно не только для конкуренции с почти 4 тысячами других микрофинансовых организаций (МФО), но и для соответствия требованиям ЦБ, который обратил внимание на этот относительно новый рынок. Директор по ИТ «Домашние деньги» Даниил Мизун прогнозирует, что в результате регулирования останутся «несколько сотен «белых» и прозрачных компаний».
Мобильное приложение МФО
Процедура выдачи кредита в МФО строится почти как в большом банке: прием кредитной заявки, проверка платежеспособности клиента (обычно в форме посещения его на дому менеджером и отчета через мобильное приложение), принятие решения, выдача займа, начисление процентов, контроль просрочек и т.д. При общем объеме выдачи 20 млн рублей и среднем размере займа 20 тыс рублей получается довольно активное хождение данных.
«Особенность ИТ-стратегии такой организации, как наша, заключается в том, что на первое место ставятся не инновации, а обеспечение требований регулятора и законов, в том числе «О персональных данных» и «О коллекторах», которое не приносит дохода, но связано с риском закрытия бизнеса при нарушении. Это значит, что мы большое внимание должны уделять сохранности клиентской и коммерческой информации, – пояснил докладчик. – Кроме того, мы ввели в свой годовой план развитие мобильных технологий для взаимодействия с клиентами, инвесторами, партнерами и собственными агентами. На сегодняшний день мы – единственная МФО со своим мобильным приложением и чат-ботами. И в результате правильной агрегации данных о клиентах и построения многоканальной связи с ними эффективность по взысканиям у нас примерно вдвое выше, чем в среднем у коллекторов».
Презентации участников конференции