Ежегодно CNews Forum, который в этом году состоялся 10 ноября, принимает гостей: руководителей ИТ-компаний и CIO компаний-заказчиков, представителей государственной и муниципальной власти. В центре их внимания были перемены, охватившие отрасль информационных технологий и бизнес в целом. Лучшие ИТ-проекты года были удостоены награды CNews Awards.
Инновации внедряются и в крупнейших госкомпаниях. Так, о развитии «цифровой железной дороги» рассказал директор по ИТ «Российских железных дорог» Евгений Чаркин. «Очевидно, что традиционные методы ведения бизнеса, внедрения корпоративной культуры скоро будут исчерпаны. И мы понимаем, что именно ИКТ могут дать толчок к тому, чтобы организация более эффективно работала и стала для наших клиентов предпочтительным перевозчиком» – убежден он. «Цифровая железная дорога» строится не только на обеспечении клиентского сервиса, но и на цифровизации взаимодействия с органами власти и зарубежными партнерами. РЖД стремится перейти на безбумажный документооборот. Уже ряд российских органов государственной власти и партнеры в более чем 10 других государствах ведут с РЖД электронный документооборот. Это, по словам Евгения Чаркина, дает существенный эффект, и список участников ЭДО будет расширяться. Третий элемент – управление. Здесь огромный потенциал заключается в информатизации процессов эксплуатации инфраструктуры. В частности, РЖД много вкладывает в онлайн-мониторинг состояния инфраструктуры, включая видеофиксацию и элементы промышленного интернета вещей.
Цифровая железная дорога
Источник: РЖД, 2016
В России автоматизация ЖКХ относится к числу приоритетных проектов. Но, если раньше чиновники рассказывали о планах, то сегодня настало время для отчета о том, что сделано на данном этапе. О внедрении ГИС ЖКХ участникам форума рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев. «Цель создания ГИС ЖКХ – открытость и прозрачность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и мы рассчитываем, что точно так же, как и в госзакупках, состояние дел можно будет увидеть прямо на портале. Мы рассчитываем, что вместе с открытостью придет и общественный контроль». Работа, по словам Михаила Евраева, строилась вместе с министерствами строительства и ЖКХ по направлениям правового обеспечения, разработки и запуска ИТ-системы. Система ГИС ЖКХ была введена в эксплуатацию 1 июля 2016 года, ее запуск и начало работы в ней выявил «миллион особенностей, которыми обладают участники рынка», поскольку свои нюансы есть в каждом субъекте. С учетом этих особенностей сейчас ведутся доработки системы, чтобы регионам не пришлось перестраивать свои процессы. Подключение к ГИС ЖКХ первых субъектов федерации запланировано с 1 июля 2017 года.
Крупнейшие города мира сейчас работают над внедрением концепции «умного города» в свою инфраструктуру. Ключевые принципы здесь: гражданин в центре внимания, поддержка мобильности граждан, технологии для обеспечения возможностей умного города, объединение посредством сети граждан и правительства. Руководитель департамента ИТ города Москвы Артём Ермолаев рассказал о приоритетах развития информатизации столицы. По состоянию на настоящий момент он отметил основные точки роста, в число которых входят технологическое обеспечение, большие данные, персонификация и развитие муниципальных сервисов. «В некоторых областях мы уже не догоняем другие столицы, а сами задаем темп, – заявил Артём Ермолаев. – Наши цели: непрерывное повышение качества жизни горожан, быстрое и обоснованное принятие городских решений, эффективное использование городских ресурсов и повышение безопасности людей и данных».
Москва. Зоны роста умного города
Источник: ДИТ Москвы, 2016
В Пенсионном фонде России создана и действует одна из крупнейших информационных систем России АИС ПФР-2. В связке с ней будут работать две новые системы, о которых рассказал Николай Елистратов, заместитель председателя правления Пенсионного фонда РФ. Первая система – ЕГИССО, Единая государственная информационная система социального обеспечения. Вторая – ФРИ, Федеральный реестр инвалидов. «С нашей точки зрения, в социальной сфере России на первый план выходят системы экономического внешнего взаимодействия. Их «ядро» – это гражданин и технологическая оценка состояния его социальных прав. И в последнее время мы наблюдаем со стороны государства все более высокие требования к качеству государственных информационных систем, чтобы они могли отталкиваться от обеспечения потребностей граждан, обеспечивать обратную связь, защищать персональные данные и в целом совершенствовать инструменты электронного правительства». По словам Николая Елистратова, за последние годы значительно возросли роль и «сила притяжения» государственных информационных систем, работающих с гражданами, особенно в социальной сфере России.
Структура ЕГИССО
Источник: ПФР, 2016
Что ждет Россию в области электронного здравоохранения? О планах государства рассказала Елена Бойко, глава департамента ИТ и связи Минздрава. На данный момент «Электронное здравоохранение» является приоритетным государственным проектом, его цель –совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий. К 2018 году должны быть достигнуты определенные показатели. 100% граждан, имеющих полис ОМС, получат электронные медицинские карты. Не менее 50% медицинских организаций присоединятся к юридически значимому электронному документообороту. 75% медицинских организаций будут подключены к системе мониторинга возможности записи граждан на прием к врачу. В 20 регионах медпомощь будет оказываться с применением телемедицинских технологий. И, наконец, будет создан личный кабинет пациента на Едином портале госуслуг, который должен будет охватить не менее 14 млн активных пользователей. Последний показатель Елена Бойко назвала ключевым и рассказала участникам форума о его сути: «Создание личного кабинета на ЕПГУ сделает более удобным взаимодействие граждан с медицинскими организациями. Поэтапно будут реализованы такие сервисы, как запись на прием к врачу, вызов врача на дом, оформление полиса ОМС, доступ граждан к электронным медицинским документам и к сведениям об оказанных услугах, запись на плановые осмотры и другие».
О технологических трендах в финансовой сфере рассказал Кирилл Меньшов, вице-президент банка «Открытие». Сегодня банки сталкиваются с достаточно серьезными вызовами: необходимостью обеспечения постоянного роста удовлетворенности простых пользователей ИТ, с консолидацией банковских активов (пример – сам банк «Открытие»), миграцией финансовых сервисов «в цифру», превращением банков в ИТ-организации и взрывным ростом киберпреступности. Каждый из них требует реакции от финансовых организаций. Так, по мнению Кирилла Меньшова, в части обеспечения удовлетворенности пользователей необходимо, чтобы люди чувствовали заботу о себе: «Для этого требуется изменить подход от процессного к персональному, упростить ИТ-процедуры, развивать сотрудников ИТ и т. д.».
«Московская Биржа» сегодня — единственная в России многофункциональная биржевая площадка по торговле акциями, облигациями, валютой, инструментами денежного рынка и товарами. О том, какие ИТ обеспечивают работу биржи, рассказал член правления, управляющий директор по денежному и срочному рынкам Игорь Марич. «Московская биржа 20 лет назад появилась как электронная торговая площадка, и сейчас она – одна из самых сложных бирж в мире с точки зрения технологических процессов и систем, – сказал он. У нас есть различные варианты доступа к торгам, разные информационные технологии, что позволяет нам считать себя больше ИТ-компанией, чем финансовым институтом». Сегодня на «Московской Бирже» параллельно существуют пять основных рынков, построенных на трех торгово-клиринговых системах ASTS (ценные бумаги, денежный рынок, валюта и драгметаллы), Spectra (срочный рынок) и «Урожай», о которой Игорь Марич рассказал подробно. Эта система собственной разработки обеспечивает торговлю товарами на зерновом рынке. Самый большой вызов, по словам заказчика, при разработке заключался в обеспечении очень высокой надежности и производительности. Сегодня система «Урожай» обеспечивает до 36 тыс. транзакций в секунду с задержкой 400 мкс. В день обрабатывается в среднем 30 млн операций.
О форуме
В 2016 г. крупнейшая независимая площадка CNews Forum 2016 для встречи ИТ-директоров, руководителей ИТ-компаний и представителей органов власти собрала рекордное число гостей — порядка 1550. На форуме прозвучало более 100 экспертных докладов. В сессионной части было проведено рекордное для CNews Forum число тематических отраслевых секций. На выставке в рамках форума было развернуто более 50 стендов инновационных российских и зарубежных ИТ-компаний. Мероприятие привлекло спонсорскую поддержку порядка 40 структур. Его информационными партнерами выступили более 50 организаций.
На форуме выступили замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев, руководитель ДИТ Москвы Артем Ермолаев, директор по ИТ РЖД Евгений Чаркин, зампредправления Пенсионного фонда Николай Елистратов, вице-президент, исполнительный директор ИТ-кластера «Сколково» Игорь Богачев, член правления и управляющий директор по денежному и срочному рынкам Московской биржи Игорь Марич, президент Microsoft в России Павел Бетсис, директор по ERP-решениям фирмы «1С» Алексей Нестеров, вице-президент и директор по ИТ банка «Открытие» Кирилл Меньшов, директор ИТ-департамента Минздрава Елена Бойко, член правления и директор по ИТ Росбанка Денис Сотин и др.
Презентации участников форума