Финансовый сектор переживает не лучшие времена. Затраты на ИТ в банках сокращаются, однако это не повод отказаться от новых ИТ-проектов, считают участники организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «ИКТ в финансовом секторе 2016». Сегодня основные усилия надо направлять не на оптимизацию уже имеющейся ИКТ-инфраструктуры, а на внедрение технологий, которые будут способствовать развитию бизнеса.
В условиях падения мирового ВВП банки вынуждены сосредоточиться на повышении эффективности своей деятельности, движущей силой которого являются информационные технологии. Как рассказал участникам организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «ИКТ в финансовом секторе 2016» Алексей Шалагинов, директор по отраслевым решениям департамента ИТ и ЦОД Huawei Technologies, за последние 25 лет в мире в Fintech – технологичные небанковские финансовые сервисы – было инвестировано $25 трлн. В 2014 г. объемы инвестирования в эту сферу увеличились по сравнению с 2013 г. более чем на 200%. Наиболее популярные направления – создание решений в сфере управления счетами, активами, капиталом, платежами, кредитованием и финансированием.
Доли рынка и продукты Fintech
Источник: McKinsey, 2015
Например, для Bank of China мобильный банк еще в 2012 г. стал основным каналом взаимодействия с клиентами – объем мобильных транзакций его клиентов в три раза превысил число услуг, оказываемых в отделениях. Все более востребованными становятся технологии больших данных – именно с их помощью банки получают возможность анализа информации о своих клиентах, хранящейся не только во внутренних ИТ-системах, но и в социальных и телекоммуникационных сетях, на форумах и веб-сайтах.
Как развиваться в кризис
Отечественным банкам придется продолжать жесткую игру на выживание. Это отразится и на рынке банковской информатизации – по самым оптимистичным оценкам, его падение в 2015 г. составило около 20%. Однако даже в этих условиях существует достаточно много точек для дальнейшего роста, уверен Андрей Леушев, независимый эксперт. Кризис – хорошее время для инвестиций в активный мониторинг с элементами больших данных, системы информирования о важных событиях, технологии сегментации клиентов и модели принятия решений, а также в решения для управления экономическим капиталом и автоматизацию бизнес-планирования. В числе безрисковых проектов эксперт называет автоматизацию канала продаж продуктов для микрофинансовых организаций, продажу гарантий по агентской схеме, создание и продажу продуктов в другие банки, Р2Р и Р2В-кредиты с управляемым риском, автоматизированный контроль ковенантов, таргетинг продаж с помощью больших данных, автоматизацию процесса кросс-продаж, мобильные приложения для разных ролей клиентов и аналитику/консалтинг для мобильных приложений.
Организацию через кризис ведет бизнес, именно в его подходах, целях, стратегии, а вернее, в ее регулярном изменении и надо искать ориентиры для фокуса усилий ИТ, считает Кирилл Меньшов, вице-президент, директор по информационным технологиям банка «Открытие». По его мнению, в сложившейся ситуации основные усилия надо направлять не на то, чтобы решить вопросы оптимизации уже имеющейся ИКТ-инфраструктуры, а на то, чтобы способствовать развитию бизнеса. Для этого необходимо выстроить систему оперативного сбора информации от бизнес-подразделений на всех уровнях взаимодействия, создать единое информационное пространство и обеспечить оперативный анализ полученных данных. И конечно, в условиях кризиса необходимо тщательно просчитывать стоимость внедрения и эксплуатации нового решения, а также его риски и перспективы.
Один из способов оптимизации стоимости и рисков – обратиться к услугам профессиональных провайдеров ИТ-сервисов, которые готовы предложить целый ряд услуг, таких как предоставление ПО по подписке, аутсорсинг ИТ-систем, аренда вычислительных ресурсов, услуги ИБ, связи, хранения данных, мониторинга приложений и инфраструктуры, а также аутстаффинга ИТ-специалистов. Однако, как рассказал Иван Гузев, директор по информационной безопасности IBS DataFort, в отличие от зарубежных банков, массово передающих непрофильные функции на аутсорсинг, их российские коллеги пока с опасением относятся к такой возможности.
Причины этого и чисто ментальные (никто не сможет сделать лучше меня), и вызваны опасениями относительно возможности миграции и интеграции информационных систем. Существенно сдерживает рост рынка ИТ-аутсорсинга и нежелание банков избавляться от устаревшего оборудования, сокращать штат обслуживающего его персонала, а также недоверие к провайдеру ИТ-услуг и сомнения в том, что его услуги в полной мере соответствуют требованиям регулятора в сфере защиты банковской тайны, персональных данных и пр. По словам Ивана Гузева, сегодня квалифицированный провайдер способен предоставить заказчикам услуги самого высокого качества и безопасности, которые, при этом, будут номинированы в рублях, что очень важно в непростой экономической ситуации.
Восемь качеств профессионального облачного сервиса
Источник: IBS DataFort, 2016
Евгений Баулин, директор проектов проектного офиса B2B «Ростелекома», рассказал участникам конференции о возможностях, которые открывают банкам технологии MDM. Это и обеспечение защищенного доступа к различным информационным ресурсам, и возможность настройки устройств в соответствии с заданными политиками, и получение полной информации о работе сотрудников, и повышение уровня безопасности за счет возможности дистанционного отключения устройства в случае его утери.
Архитектура сервиса. Как внедрить MDM в компании?
По мнению Сергея Тихомирова, первого заместителя генерального директора CUSTIS, задачи повышения операционной эффективности и сокращения затрат при сохранении текущего качества обслуживания, а также разработки новых сервисов и продуктов, нетипичных для банковского сектора, будут актуальны еще не один год. Такие проекты часто базируются на бизнес-идее, которая еще не успела превратиться в четкий набор требований. При этом перестройка ключевых процессов и архитектуры бизнеса должны происходить быстро и не нести с собой угрозу стабильности деятельности банка.
Обогащение практик проектного управления
Источник: CUSTIS, Nordea Bank, 2016
При реализации проектов лучше всего использовать ситуационный подход, позволяющий интегрировать лучшие инструменты из различных методологий, работать непосредственно с архитектурой предприятия и создавать гибридные команды, в состав которых войдут лучшие специалисты бизнеса, инхауса и аутсорсеров, имеющие кросс-предметную экспертизу.
Работа с архитектурой предприятия обеспечит соответствие результата первоначальному замыслу, согласованность проектных действий между всеми стейкхолдерами, синхронизацию изменений в разных частях архитектуры предприятия, прогнозируемость и контролируемые долгосрочные изменения, а также сокращение числа итераций и объемов лишней проектной работы и повышение мотивации и удовлетворенности всех участников.
Сергей Тихомиров: На первый план выходит работа с архитектурой предприятия
Сергей Тихомиров, первый заместитель генерального директора группы компаний CUSTIS, представил свое видение текущей ситуации на банковском рынке и рассказал об актуальных подходах к управлению ИТ-проектами.
CNews: Сергей, какие насущные потребности банков будут основными драйверами развития рынка ИТ в 2016 году?
Сергей Тихомиров: Приоритет отдается оптимизации расходов и повышению эффективности операционной деятельности при сохранении качества услуг. Однако руководители финансовых организаций учитывают растущую конкуренцию на рынке и уже сегодня работают над планами развития на ближайшие 3–5 лет. В среднесрочной перспективе мы видим интерес к расширению границ традиционной банковской деятельности, которое находит отражение в развитии комиссионных продуктов и финансовых услуг, таких как управление корпоративными финансами и проектное финансирование. Второй безусловный тренд — это диджитализация, активный перевод всего процесса взаимодействия потребителей с банками в цифровой формат. Пока максимальную «цифровизацию» можно наблюдать в розничном сегменте, но и корпоративный банкинг с небольшим отставанием вскоре включится в этот процесс.
Алексей Шалагинов: Банки превратятся в автоматизированные ИТ-платформы, работающие через социальные медиа
Алексей Шалагинов, директор по отраслевым решениям департамента ИТ и ЦОД, Huawei, поделился своим видением будущего для финансовых организаций. По его мнению, те из них, кто не осознает необходимость изменения бизнес-модели с помощью цифровой трансформации, будут «убиты» более дальновидными конкурентами.
CNews: Как меняются ИТ-запросы финансовых организаций в мире в последние годы?
Алексей Шалагинов: Основные запросы финансовой отрасли к ИТ-системам в основном сходны с запросами любой другой отрасли. Однако можно выделить несколько требований, особо специфичных для банков в последние годы. Это прежде всего: мобильная коммерция, работа через социальные медиа, защита клиента и его данных, администрирование и классификация данных, управление рисками, планирование ИТ-инфраструктуры, стабильность банковских услуг, и управление ИТ-активами.
В области мобильности характерным является тот факт, что Google при поиске отдает приоритет сайтам с мобильной версией. Фактически отрасль идет к тому, что банком будут называть удобное приложение в мобильном устройстве, а не офис в стильном дизайне. Банковский счет будет похож на телефонный номер, который клиент будет забирать с собой при переходе с одной банковской платформы на другую.
Что касается классификации и управления данными, то чем большая доля неструктурированных данных будет автоматически разделяться на критичную и некритичную для бизнеса информацию, тем эффективнее будет банк.
Евгений Кучик: В кризис только форс-мажор подвигнет банк на замену ИТ-системы
Евгений Кучик, генеральный директор компании «БОСС. Кадровые системы», рассказал CNews, как кризис повлиял на информатизацию административно-хозяйственной деятельности финансовых учреждений России. Замена ИТ-систем обсуждается только в случае аварийного сценария, много внимания уделяется минимизации рублевых затрат на эксплуатацию импортного ПО.
CNews: Какова динамика спроса на ваши решения со стороны компаний финансового сектора в 2016–2015 годах по сравнению с 2014 годом?
Евгений Кучик: Мы, как вендор тиражного решения «БОСС-Кадровик», наблюдаем постоянный спрос на обновления, которые обеспечивают нашим заказчикам соответствие функциональности их систем на платформе «БОСС» законодательству РФ в области учета персонала, администрирования труда, заработной платы и налогов. Обновления систем – наш постоянный «хлеб» и «головная боль» одновременно, учитывая временные разрывы при утверждении подзаконных актов, регулирующих нововведения. Тем не менее именно это позволяет нашим заказчикам не держать у себя большие команды программистов и методологов по расчетам, то есть сократить стоимость владения информационной системой. Все это в полной мере относится и к заказчикам из финансового сектора рынка.
Другая, переменная составляющая спроса – это новые проекты. Здесь, как мы надеемся, нам удалось расширить список потенциальных клиентов в секторе кредитно-финансовых учреждений. Этому способствовало в первую очередь начало активного продвижение комплексной системы управления внутрихозяйственной деятельностью кредитных учреждений «БОСС-Банк». Теперь мы предлагаем организациям финансового рынка комплексное замещающее решение по всему спектру функциональности, а не только HR.