Чего можно достичь
Об использовании BPM на практике рассказал собравшимся Игорь Коваль, исполнительный директор "АМТ Банка". По его словам, с помощью BPM можно выстроить ключевые бизнес-процессы так, чтобы они создавали дополнительную стоимость компании. " Самый главный эффект, которого мы добились, - это создание больших кроссфункциональных процессов, которые связывают различные подразделения, различные роли сотрудников, филиалы банков в единый процесс, и эти процессы можно контролировать с помощью средств оптимизации анализа BPM", - говорит он.
В целом успех внедрения BPMS во многом зависит от вовлеченности и заинтересованности владельцев бизнес-процессов и энергичности лидеров ИТ в компании. Однако не стоит забывать про то, что результат использования системы в компании, вклад в достижение преимуществ неразрывно связан с определенным риском. Поэтому руководители и ИТ-менеджеры компании должны в полной мере понимать и осознавать не только ту выгоду, которую принесет использование BPM в организации, но также риск и возможные потери от сбоя той или иной системы. Именно поэтому они несут совокупную ответственность за внедрение в компании, а, следовательно, должны говорить друг с другом на одном языке и знать, что нужно сделать для того, чтобы свести возможные риски к минимуму и получить максимальную выгоду.
Результаты опыта реализации пилотного BPM-проекта в банке "Тинькофф Кредитные системы" представили Андрей Кирейко, руководитель Управления систем поддержки принятия решений дирекции ИТ банка, и Роман Ткачев, операционный директор, заместитель генерального директора компании "БиАй Телеком". По словам Андрея Кирейко, постоянные изменения бизнес-процессов банка привели к тому, что бизнес утратил управляемость, процессы потеряли гибкость, соответственно бизнес все чаще стал задавать вопросы ИТ-специалистам, как что работает. По этой причине компания начала искать систему, которая смогла бы помочь с решением этой проблемы. По итогам пилотного проекта стало понятно, что BPM-система – это то, что нужно банку.
О проекте по внедрению BPMS, стадиях работы и результатах, которые можно достичь при помощи данного решения, рассказал Вячеслав Бутыркин, заместитель директора департамента управления проектами - начальник отдела управления бизнес-процессами РОСНО. По его словам, эта компания была первой в РФ, которая внедряла промышленную систему BPM. В РОСНО используется Lombardi TeamWorks производства Lombardi Software, а также инструменты построения SOA – Sonic SOA Suite производства Progress Software. Работы по внедрению были начаты в рамках первого проекта BPM/SOA в апреле 2008 года.
О первых результатах в ходе опыта реструктуризации интернет-компании на основе методологии BPM рассказали Владимир Алешин, профессор АНХ при Правительстве РФ, и Юрий Сазонтов, технический директор Sostav.ru. Целью проекта было разработать типовые проектные решения по проведению реструктуризации интернет-компании для получения возможностей управлять компанией как центрами финансовой ответственности в соответствии процессным подходом. В результате было выявлено, что типовые проектные решения и методика их применения ввиду успешного использования на портале Sostav.ru могут использоваться на других порталах компании, а запаздывание с реструктуризацией может привести компанию к уходу с рынка.
Об управлении процессами в компании "Тетра Пак" собравшимся рассказал Александр Башков, менеджер бизнес приложений "Тетра Пак". По его словам, чтобы добиться максимальной эффективности, необходимы четко отлаженные процессы, компетентные сотрудники и приложения. Использование BPM инструментов в компании позволило в конечном итоге на 40% сократить время разрешения претензий.
Новый взгляд на BPMS представил Владимир Андреев, генеральный директор DocsVision. По его словам, BPM является связующим звеном между ERP и ECM и тем самым позволяет получить новые возможности управления. "BPM – клей информационной системы", - считает он.
Как обучить
Олег Сизонов, инженер по технологиям и качеству "Медиум", рассказал о e-learning применительно к BPM. По его мнению, из всех форм образования для обучения бизнес-процессам наиболее подходит электронная форма корпоративного дистанционного образования, поскольку она обладает приемлемым устоявшимся форматом корпоративного обучения, характеризуется наличием программных решений, стандартов и отлаженных процедур использования, а также имеет развитое сообщество и традиции.
Обучение БП посредством e-learning, по его мнению, должно обладать следующими свойствами: автоматическое предъявление роли сотрудника в БП и функций этой роли, связь описания функций с соответствующими актуальными нормативными документами и компетентностными профилями, автоматизированная индикация изменений в БП, управление профилями компетенций должностей-ролей БП, управление мотивацией и профессиональным ростом. Помимо всего прочего, это должна быть "родная" информационная среда сотрудника - такая, где сотрудник постоянно удовлетворяет ощутимый объем своих информационных профессиональных потребностей.
В любом случае продолжает оставаться очевидным тот факт, что BPM сегодня – это хороший способ подружить ИТ и бизнес. Сам рынок при этом будет и дальше идти тем путем, который проложат поставщики услуг и решений.
Презентации участников круглого стола