Свободное программное обеспечение – это тема, которая давно перекочевала с профессиональных сайтов и страниц специализированных изданий в массовые СМИ. Немаловажную роль при этом сыграли государственные программы по переводу школ, государственных и бюджетных учреждений на СПО, принятие решения о создании Национальной Программной Платформы (НПО) и ряд других обстоятельств. Какие очередные шаги нужно предпринять для продвижения СПО в России? Опыт каких стран для нас на данном этапе наиболее ценен? Каковы основные препятствия в деле перехода на СПО существуют сегодня? Вот далеко не полный список вопросов, которые обсуждали участники конференции, организованной CNews Conferences и CNews Analytics "Свободное ПО: переход к реальным действиям".
Широкое использование СПО давно стало свершившимся фактом во всем мире. Отраслевые аналитики считают, что особенно сильны позиции открытого и свободного ПО в корпоративном сегменте: в таких областях как языки программирования, операционные системы, интегрированные среды разработки приложений, базы данных, программное обеспечение для web-серверов и сетевой инфраструктуры, где оно успешно, на равных конкурирует с проприетарным. Причем такие зрелые решения, как Red Hat, Java, MySQL и др. можно (а, в ряде случаев - даже более предпочтительно) использовать в бизнес-целях вместо проприетарных.
Больше 20% рынка сегодня принадлежит браузеру Firefox. Неплохие перспективы открываются у пакета офисных приложений OpenOffice (особенно после того, как 31 мая 2011 он отошел к Apache Foundation) и др. По мнению аналитиков Gartner, в 2012 году к знаковому рубежу "50% рынка" вплотную приблизится операционная система для мобильных устройств Android. Разумеется, можно привести и обратные примеры, самым ярким из которых, пожалуй, является решение компании Nokia закрыть код Symbian и передать эту ОС в Accenture. В то же время открытость кода ПО уже стала своего рода "входным билетом" на рынок облачных приложений, а успехи лидера рынка e-commerce Amazon во многом обусловлены использованием открытого ПО для запуска его облачных сервисов. Таким образом открытое и свободное ПО служит катализатором конкуренции во многих областях разработки софта на мировом рынке, а зарубежный опыт полезен для российского бизнеса, где этот тип обеспечения пока использует меньше 10% компаний.
Голландские успехи
Особенно полезным для России является голландский опыт. Программу Netherlands in Open Connection, утвержденную в 2007 и завершившуюся в 2011 г., отличает взвешенный и практичный подход, достаточно далекий от продиктованных чисто политическими соображениями деклараций. С точки зрения голландцев, вполне допустимо любое сочетание открытого, свободного, проприетарного и прочего ПО – лишь бы оно было разумно и экономически обоснованно. Казалось бы, опыт Нидерландов негативен: график перехода на открытые стандарты был сорван, а сама программа не достигла тех целей, которые были поставлены изначально. Однако цифры говорят сами за себя: от 51 до 70% организаций госсектора, в итоге, сделали то, что от них ожидалось, – внедрили открытые стандарты в систему госзакупок, перешли на открытый формат документов для офисных приложений и т.д. Голландский эксперимент примечателен в плане детальной проработанности процесса и документации для перехода на СПО, качества экспертного сопровождения, регулярности мониторинга, и, в частности, убеждает в том, что открытым должен быть не только код ПО, но и все результаты процесса перехода.
Мы идем своим путем
Можно обоснованно предположить, что снизить риски по начавшемуся в России масштабному переходу на открытый код должно дальнейшее повышение прозрачности этого процесса, более четкая формулировка целей и задач, критериев их достижения и ответственности, извлечение преимуществ от изучения опыта других стран. В этой связи можно также рекомендовать организацию независимого экспертного центра, проведение мониторинга и (не реже чем раз в полгода) публикацию отчетности, создание экосистемы разработчиков и внедренцев СПО в регионах и ряд других мер.
Распоряжение от 17 декабря 2010 г. №2299-р, о плане перехода федеральных органов власти и бюджетных учреждений на СПО (2011 – 2015 гг.) и создание Национальной Программной Платформы (НПП) в рамках Программы "Информационное общество (2011-2020 гг)" - без упоминания этих двух документов не может обойтись сегодня ни один обзор, посвященный СПО в России. Начальник отдела координации бюджетных расходов Департамента государственной политики в области информационных технологий и координации информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волоскович рассказал об основополагающих принципах, взятых за основу при переходе на СПО в масштабе РФ.
Во-первых, это создание системы отбора, требований и стандартов, которая бы позволила обеспечить необходимое многообразие. Под ним понимается привлечение максимально возможного количества разработчиков, решения которых дают возможность обеспечить гарантированную совместимость созданного ими СПО, целостность НПП и пр. "Любая компания, которая соответствует требованиям, должна быть допущена к разработке НПП", заметил, в частности, г-н Волоскович.
Владислав Шершульский: Со стороны Microsoft нет попыток ограничить распространение СПО
На вопросы CNews ответил Владислав Шершульский, руководитель программ технологического сотрудничества Microsoft в России.
CNews: В чем вы видите преимущества и риски развития Национальной программной платформы?
Владислав Шершульский: Преимущества, при правильном подходе, могут состоять в снижении рисков и ускорении реализации крупных проектов информатизации, в концентрации усилий национальной ИТ-индустрии на наиболее перспективных направлениях, где она может быстро увеличить свою долю не только на российском, но и на мировом рынке.