Недавно в Москве состоялся круглый стол "Почему будущее за СПО?". Свободное программное обеспечение (СПО) уже много лет остается одной из самых горячих и обсуждаемых тем в ИТ-сообществе. Это неудивительно: СПО всегда окружал ореол бунтарства, однако это не мешает компаниям-вендорам этого сектора в последние годы надеяться на получение значительных инвестиций. Особенный интерес участников и гостей мероприятия вызвала лекция Ричарда Столлмана, идеолога движения СПО.
Ожидается, что развитие проекта НПП способно заметно активизировать российский рынок ПО. Государственный заказ на разработку прикладного ПО – это мечта софтверных компаний. Тот факт, что программы будут разрабатываться под СПО, может дополнительно привлечь талантливых молодых разработчиков из "линуксоидных кланов". Пользователи же, в свою очередь, получат возможность выбирать между проприетарным и свободным ПО в зависимости от своих потребностей и возможностей.
Другим непременным условием является декларация общих целей и план развития. Присутствовавшие на мероприятии эксперты подробно рассказывали о "полевых работах", ведущихся в рамках создания НПП. По их словам, основным объектом инвестиций становится офисное и прикладное ПО. Говоря о независимости и безопасности страны в сфере ПО, необходимо иметь в виду набор программ, полностью покрывающий потребности большинства пользователей, особенно в государственных учреждениях и стратегических отраслях. Список такого ПО понятен: это офисные приложения, системы документооборота, финансово-бухгалтерские программы, приложения для работы в интернете и ряд бизнес-систем, таких как ERP, CRM, BI и другие.
Собственно, целью рынка и является создание, внедрение и сопровождение перечисленных программ. Работы здесь хватит на много лет, поскольку, кроме технических задач, стоят не менее сложные организационные: требуется обучить десятки тысяч консервативно настроенных пользователей, провести процесс миграции государственных учреждений, вырастить поколение разработчиков нового ПО и многое другое.
Свобода не лучше несвободы?
Четыре операционные системы, широкий спектр прикладного ПО, множество команд разработчиков – прекрасная питательная среда не только для ярких программных проектов, но и для большой неразберихи. Участники РАСПО, работая над проектом создания НПП, не могли не задуматься о том, что излишняя свобода не всегда полезна.
Для нормального развития информационной среды, базирующейся на свободном программном обеспечении, необходим набор стандартов для разработчиков, гарантирующий совместимость ПО.
Знакомые с этими проблемами не понаслышке эксперты делились накопленным опытом. Стандарт – это своего рода "контракт" между приложениями и платформой. В качестве примера можно рассмотреть платформу MeeGo, анонсированную Intel и Nokia. Приложения, разработанные для MeeGo API, работают на разных версиях платформы, в том числе на устройствах разных производителей. Для того, чтобы Национальная Программная Платформа функционировала успешно, уже сейчас необходимо озаботиться совместимостью интерфейсов и интероперабельностью .
В рамках стандарта совместимости интерфейсов описывается, какие интерфейсные элементы должны в обязательном порядке быть реализованы в любом приложении, а какие могут использоваться при необходимости. Примеры интерфейсных элементов – это библиотеки API, классы, системные модули, модули интерпретируемых языков и т. п.
Интероперабельность подразумевает, что данные и протоколы их передачи также стандартизированы. Примеры – ODF, XSD, XSLT, HTML, SOAP, BPEL4WS, UDDI, SMTP и другие. Следует отметить, что в Европе такие наборы стандартов для приложений, используемых в госструктурах, есть: это e-Government Interoperability Framework (e-GIF) в Великобритании, Standards and Architecture for e-Government Applications (SAGA) в Германии, European Interoperability Framework for Pan-European e-Government Services (EIF) в Европейском Союзе.
Проблемы, возникающие при попытке внедрения стандартов, известны. Во-первых, необходимо создание средств верификации разрабатываемого ПО на соответствие стандартам. Во-вторых, количество интерфейсных элементов в современных Linux-подобных системах может достигать десятков тысяч. В-третьих, стандарты в виде печатных текстов объемом в тысячи страниц практически непригодны для работы. Впрочем, эти проблемы решались и ранее, и сейчас можно воспользоваться существующим опытом.
Результатом же стандартизации становится повышение качества предлагаемого программного обеспечения, увеличение количества предлагаемого ПО и в целом, качественное развитие рынка разработки.
Ну а что же на практике?
Все больше компаний в самых разных отраслях, от розницы до хай-тека и бирж широко используют свободное ПО.
Розничный сектор как наиболее чувствительный к экономии средств и оптимизации бизнес-процессов стал переходить на СПО одним из первых. Преимуществ у такого подхода немало. Компания экономит серьезные средства на лицензиях и программах, повышается уровень безопасности, исчезает привязка к конкретному производителю. Среди примеров успешного внедрения СПО в России – "АМТ-банк", завод "Морион", сеть магазинов "Магнит".
СПО в мире используют:
- все компании из списка Fortune 500
- 90-95% серверных комплексов из списка top500.org
- крупнейшие онлайн-сервисы (Google, Facebook, "ВКонтакте" и др.)
- более половины образовательных учреждений Австралии, Германии, Кореи, США и др.
Опытом перехода к СПО сети магазинов компьютерной техники "Кей", поделился генеральный директор "ГНУ/Линуксцентра" Павел Фролов: "На свободное ПО был переведен весь серверный парк сети магазинов и рабочие места пользователей. Сервер "1С", файл-сервер, сервер каталогов пользователей, сервер удаленной загрузки рабочих станций – везде используется СПО. Как показала практика, в типовом проекте внедрения СПО экономия по сравнению с внедрением проприетарного софта возникает на каждом этапе, от обследования инфраструктуры до обучения пользователей. Так, создание на СПО системы из 7 серверов и 300 рабочих мест экономит до 6 млн руб.".
На свободное ПО переходят и крупнейшие финансовые структуры – как российские, так и международные. По словам консультанта-аналитика компании "Национальный центр поддержки и разработки" Надежды Черний, "Нью-йоркская фондовая биржа NYSE, Европейская фондовая биржа Euronext, Международная биржа финансовых фьючерсов и опционов Liffe и многие другие в качестве серверного ОС выбрали Red Hat Enterprise Linux. Экономия на внедрении и поддержке, упрощение инфраструктуры, высокая надежность и отказоустойчивость – вот только часть причин перехода на СПО".
Надежда привела слова Брайана Кларка, главного разработчика структуры системы программного обеспечения NYSE Euronext: "Мы видим выгоду для себя в двух разных направлениях: экономия на расходах и упрощение архитектуры. Так как мы мигрируем с собственных платформ на сервер приложений JBoss Enterprise, то сможем обеспечить снижение затрат на 50-60%".
Вслед за международными гигантами на СПО перешла отечественная компания "Тройка-Диалог". Как и в приведенных выше примерах, в нескольких десятках отделений организации в России и за рубежом была произведена успешная миграция на свободный софт. Похоже, СПО становится стандартом в финансовом секторе.
Презентации участников конференции