Еще летом представители розницы и ИТ-компаний с оптимизмом обсуждали модернизацию имеющихся решений и планы на будущее, которые должны были учесть новые веяния: мобильность, популярность соцсетей и "облака". Но за полгода настрой ритейла изменился. О том, чем недовольны торговые предприятия и как выйти из этой ситуации, говорили участники круглого стола "ИТ в ритейле: новые запросы — новые решения", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

страницы:

Генеральный директор компании UBC Corporation Станислав Шостак напомнил собравшимся, что ритейл в широком понимании этого слова — это не только розница. Согласно текущим трендам в России так называют любой крупный бизнес, поэтому на круглом столе Шостак рассказал об эффективном управлении коммерческой недвижимостью с помощью Oracle JD Edwards EnterpriseOne.

Торговля в сети

Онлайн-продажи растут как во всем мире, так и в России. Более того, западные компании все больше ориентируются на рынок нашей страны, включая в интерфейс своего сайта возможность изменить язык на русский и осуществляя доставку в Россию (хотя стоит признать, что до сих пор у многих поставщиков с этим проблемы).

Несмотря на скромные показатели — 2% общего объема рынка розничной торговли сейчас занимает онлайн — по данным East-West Digital News предполагается, что скоро рынок вырастет по крайней мере в несколько раз.

Разумеется, оффлайн-рознице небезынтересно попасть и в эту сферу тоже, однако на данном поле игроков поджидает немало сюрпризов. "При создании онлайн-подразделений для гипермаркетов мы пытаемся совместить несовместимое, потому что онлайн-продажи и оффлайн-торговля — это два совершенно разных вида бизнеса", - полагает Алексей Павлык, управляющий партнер RetEx, при этом все же настаивая, что все проблемы, возникающие при создании онлайн-подразделения ритейла, решаемы. Пример тому - опыт сети гипермаркетов Tesco. За 10 лет после на сайте компании зарегистрировалось более 10 млн посетителей, а сам магазин принимает по 4 тыс. заказов в час.

Инструментами интеграции оффлайн и онлайн-торговли были названы системы веб-аналитики, которые позволят собрать данные о клиенте; технология Data Anywhere Architecture, помогающая получить доступ ко всем видам хранилищ данных (СУБД, файловым системам, веб-сервисам, LDAP-каталогам, репозиторию Documentum); и модули BI.

Как рассказал Тимофей Русских, директор департамента ИТ компании "ВИП Сервис", онлайн-ритейл переходит с так называемых "самописных систем на более серьезные промышленные решения, что просто необходимо для отказоустойчивости, доступности сервиса. Все задумываются о безопасности, о диверсификации своих услуг, поэтому появляется профессиональная защита от DDOS-атак". При этом Тимофей Русских поддержал мнение большинства своих коллег, также выразив недовольство сложившейся ситуацией на рынке ИТ-услуг: "Я дважды разделяю это мнение, поскольку данный сегмент рынка молодой, бурно растущий и очень гибкий. Чтобы работать в онлайне, нужно иметь искры на кончиках пальцев. Но, к сожалению, большие ИТ-компании этот рынок пока не интересует. Возможно, они еще что-то не освоили или не поняли в этом сегменте. Поэтому подходящие решения отсутствуют, нам даже приходится разрабатывать свои. Возможно, это верный ход, так как у отрасли есть своя очень серьезная специфика".

С тем, что ритейл (вне зависимости от схемы работы) может сам разрабатывать бизнес-приложения "под себя", используя, например, многокомпонентную среду для ускоренной разработки Java-приложений, согласился Константин Варов, директор департамента развития платформы FLEXTERA компании "Диасофт": "Проблема в том, что многие российские системы автоматизации розничной торговли выросли из учетных систем, автоматизирующих бухгалтерский, а не управленческий учет, а потому повысить эффективность крупного бизнеса с помощью таких систем достаточно сложно; в то же время цена действительно хороших зарубежных решений порой запредельно высока".

Мобильные технологии

Говоря о тенденциях в сфере мобильных предложений для ритейла, обычно имеют в виду приложения-магазины. Этот сегмент действительно переживает бурный рост. Так, по данным компании Flurry, занимающейся в том числе "мобильной" аналитикой, в 2012 году время, которое потребители провели с мобильными приложениями розничных продавцов, возросло на 525%. Но у ИТ-предприятий есть и предложения другого рода — мобильный помощник продавца. Такое решение может "сократить время вхождения в должность продавца-консультанта и способствовать продаже того, что ранее "отсутствовало" в памяти продавца, но присутствовало в магазине", - рассказал Юрий Марин, генеральный директор компании "Гексагон".

При этом надо понимать, что даже в Европе и Америке модные ИТ-новинки в ритейле массовыми пока, в том числе и из-за экономических проблем, не говоря уже об отечественном рынке. Напомним, что тот же "магазин будущего", открытие которого было запланировано на 2012 год, до сих пор недоступен покупателям. Теперь его ждут не раньше 2016 года. В то же время софтверные компании тоже ждут — своего потребителя, возлагая большие надежды на продвинутую молодежь, которая сможет составить костяк приносящего прибыль "среднего класса" и при этом не будет представлять себя без смартфонов, мобильных приложений и интернета.

Наталья Николаева / CNews


Презентации участников конференции

Презентация Лаврентьева Наталья, редактор информационной службы CNews
Презентация Федосеев Юрий, генеральный директор, DaOffice
Презентация Шостак Станислав, генеральный директор, UBC
Презентация Марин Юрий, генеральный директор, Гексагон
Презентация Варов Константин, директор департамента развития платформы FLEXTERA, Диасофт
Презентация Рахманов Александр, заместитель генерального директора ГК «КОРУС Консалтинг»
Презентация Потапенко Дмитрий, управляющий партнер компании Management Development Group Inc.
Презентация Сафронов Юрий, директор по информационным технологиям, Белый Ветер ЦИФРОВОЙ
Презентация Козырь Сергей, ИТ Директор, ГК «О’КЕЙ»
Презентация Якушев Сергей, директор по ИТ, Меховая Компания Алеф
Презентация Русских Тимофей, директор департамента ИТ, ВИП Сервис
Презентация Павлык Алексей, экс-директор, Dostavka.ru
Презентация Скачать архив целиком
страницы: