"Ключевая задача системы — не анализ данных государственной статистики, — считает Тимур Ахмеров. — В сведениях, которые собирают ведомства, есть много интересного для граждан. Данные открыты, но не доступны в интернете. На сегодняшний день нет ни одного портала, на котором можно отобразить полную информацию о каком-то учебном заведении, поликлинике, библиотеке. Узнавать об этом приходится путем сарафанного радио".
Основополагающий вопрос электронного бытия
Поскольку при разработке систем, реализующих функции электронного правительства, один из основных вопросов — типизация представленных решений, на семинаре была затронута соответствующая тема.
"Проблема типизации возникает потому, что на российском рынке нет равновесия ни в каком смысле — ни в тематическом, ни в географическом, ни в ресурсном, — рассказывает Юрий Михеев, первый заместитель директора ФГУП ВНИИПВТИ. — Например, последний мониторинг обозначил у нас 149 организаций, каждая из которых имеет от 1 до 10 системных решений. С другой стороны — потребности. Это 24 тыс. муниципалитетов, для которых необходимо по самым скромным подсчетам 480 тыс. информационно-технологических систем".
По мнению господина Михеева, на пути к типизации встает серьезный вопрос. Это разноплановость процедур управления современной России. Помочь ее решению призван Фонд и Демонстрационно-испытательный стенд типовых информационных технологий и информационных систем, образованный на базе ВНИИПВТИ. Фонд является общероссийским общедоступным собранием (репозиторием) созданных и широко применяемых в стране передовых и типовых информационных технологий.
Структура Фонда состоит из нескольких частей. Первая — реестр информационно-технологических решений, которые составляются как база общедоступных знаний. Вторая — испытательный стенд, на котором можно протестировать тот или иной региональный проект. И последняя — сам Фонд, представляющий собой не информацию по решениям, а предлагающий сами решения.
От теории — к практике
Как отметил Денис Давыдов, руководитель проекта компании "Элисс", требования к системе электронного документооборота (СЭД) в регионах различаются, но есть и типовые положения. К ним относятся, например, поддержка технологий безбумажного документооборота, производительность, надежность и безопасность, развитые средства описания и контроля выполнения процессов и пр.
"Однако на передний план сейчас выходят вопросы интеграции, — подчеркнул Денис Давыдов. — В частности, внедрение систем межведомственного взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали, а также возможность обмена данными с внешними системами".
В системе "Элисс", представленной компанией, соблюдаются три принципа. Это организация полного жизненного цикла электронного документа, обеспечение информационного взаимодействия органов власти и поддержка функциональности режима "одного окна". По всем трем пунктам предлагается общее интегрированное решение, которое реализуется посредством компонентов, позволяющих оперативно построить региональную систему, обладающую заманчивыми характеристиками относительно совокупной стоимости владения.
Кроме того, было отмечено, что сейчас подобные СЭД доступны лишь крупным организациям. Предприятия же среднего и малого бизнеса, где количество сотрудников менее 100, не видят особой необходимости во внедрении такой системы из-за небольших объемов документооборота и сомнительной экономической выгоды. В этом случае фирма поставляет бесплатную версию.
Еще один проект был представлен на семинаре Алексеем Гульцевым, директором сектора по работе с органами государственной власти компании Software AG & IDS Scheer. Он рассказал, каким образом в одном из регионов удалось реализовать решение по автоматизации услуг, предоставляемых в связи с рождением ребенка. Процесс был интересен тем, что такие услуги изначально не готовились к автоматизации, поэтому компания приложила много усилий для оптимизации. При этом основная задача проекта звучала как "апробирование технологии предоставления государственных услуг в электронном виде".
Оказалось, что реализация проекта по интеграции относительно большого количества ведомств разного уровня — федерального, муниципального и коммерческого — осуществилась за 2,5 месяца, и на выходе заказчику была предложена система, позволяющая оказывать 6 услуг.
"В результате была определена последовательность действий в соответствии с принятыми нормами, стандартизированы и автоматизированы услуги, а также обеспечен контроль качества их исполнения, — резюмировал Алексей Гульцев. — На основе опыта, полученного в ходе реализации проекта, можно сделать вывод, что подобный подход с использованием соответствующих управленческих и информационных технологий позволяет в короткие сроки создать электронную услугу и тиражировать ее".
Медицина тоже оказывает госуслуги
На сегодняшний день медицинские услуги относят к государственным. При этом существует их особая разновидность. Именно о таких услугах говорил в своем выступлении на семинаре Михаил Натензон, председатель совета директоров НПО "Национальное телемедицинское агентство".
"Как показывает мировая практика, здравоохранение — это затратная вещь, — развивает свою мысль Михаил Натензон. — Но оказывается, что при использовании информационных технологий и идеи мобильности возникает очень интересный экономический эффект. Если лечить больных своевременно, высвобождаются гигантские денежные средства".
Господин Натензон предлагает ввести комплекс электронного здравоохранения — эффективную систему оказания высокопрофессиональных медицинских услуг населению в любое время и в любом месте на основе использования высокотехнологичного медицинского оборудования и современных информационно-коммуникационных технологий.
Такая телеметрическая система имеет повышенную управляемость и позволяет собирать всю необходимую информацию. Она состоит из двух частей. Первая — это сеть телемедицинских центров, которые размещаются в стационарах, и вторая — мобильные лабораторно-диагностические комплексы. Их задача — собирать информацию, параллельно оказывая медицинскую помощь.
Г-н Натензон добавил, что в перспективе такая система может расшириться до персональной домашней телеметрии, ее легко превратить в систему именно массового обслуживания населения.
В Зеленограде нынче "облачно"
В настоящее в Зеленограде реализована многоканальная система предоставления госуслуг, создано 22 мобильных сервиса. Но не обходится и без трудностей. Анна Коробова , начальник отдела службы "одного окна" и информатизации Префектуры Зеленоградского административного округа города Москвы, рассказала, что в условиях такого компактного округа как Зеленоград, все тяжелее становится продвигать цифровые проекты.
"В основном, все делается за счет инвестиционных средств, поэтому достаточно сложно развиваться дальше, — отмечает Анна Коробова. — Мы обратились к международному опыту. Сейчас существует много программ по реализации цифровых компонентов в рамках "облачных" вычислений. Их основу образуют три компонента: программное обеспечение как услуга (SaaS), платформа как услуга (PaaS) и инфраструктура как услуга (IaaS)".
Наиболее принципиальные возможности подобных вычислений — эффект масштаба и гибкое применение инфраструктуры. Сейчас компаниям, открывающим свое дело, не надо строить ЦОДы и проводить коммуникации: все необходимое для бизнеса находится в "облаке". Так, например, в Зеленограде в настоящее время возводится подобный коммерческий дата-центр.
Анна Коробова напомнила, что по итогам конференции "Электронный округ" под программу "Электронная Москва" было выбрано и реализовано 12 типовых компонентов, покрывающих все сферы деятельности органов власти и тиражирующихся сейчас на уровне округов.
SaaS — в ногу со временем
Одно из современных направлений информатизации — это "облачные" вычисления. В России ими занимаются несколько компаний, в том числе Internet Trade Softline.
"Можно говорить, что сегодня есть две модели использования информационных технологий, — поясняет Владимир Савченко, ответственный за продвижение SaaS-продуктов компании Internet Trade Softline в рамках проекта Softline Cloud Services. — Первая — традиционная модель, когда компания покупает все необходимое ей для бизнеса в собственность. Вторая — это Saas-модель. В последнем случае программное и аппаратное обеспечение вынесено в "облако".
С применением SaaS-модели компания получает инструмент для ведения своей деятельности и сразу же может воспользоваться им. При этом капитальные затраты сведены к минимуму, расходы на ИТ ниже на 40–80%, не сказываются поломки оборудования. Сервис не нужно поддерживать, его проще внедрять или развертывать.
Отдельный вопрос — безопасность, отмечает господин Савченко. Общая тенденция такова, что данные, находящиеся в "облаке", защищены лучше, чем размещенные на личном сервере. Причем безопасность настолько высока, что переводить свою ИТ-инфраструктуру в "облако" принялись даже банки.
На семинаре компанией Softline была проведена мини-презентация своих SaaS-продуктов: DeskWork, MS Hosted Exchange и Mirapolis Virtual Room.
Презентации участников круглого стола