29 мая в Москве прошла конференция CNews Analitics и CNews Conferences, посвященная инновациям и трендам в оптимизации ИТ-инфраструктуры предприятий. Встречи участников этого рынка давно стали традиционными, и от одного мероприятия к другому можно наблюдать, как меняются основные тенденции.
"Сбербанк" построил и запустил собственный мега-ЦОД в Москве, являющийся ядром обработки данных для всей структуры банка. Об этом интереснейшем проекте, давно привлекающем внимание ИТ-общественности, рассказал Сергей Пегасов, управляющий директор блока ИТ. Это первый ЦОД такого уровня, построенный в России для нужд финансового сектора. Общая площадь машинных залов, вмещающих 2000 серверных стоек, превышает 5000 квадратных метров. Уровень надежности системы – 99,982%, что означает не более 1,6 часа простоя в год. Наличие резервных каналов питания (ЦОД потребляет 20МВт) и дублирование систем хранения позволяет проводить многие операции, включая замену оборудования, в горячем режиме.
Что же дало банку введение в эксплуатацию такого ЦОДа? С финансовой точки зрения, это снижение совокупной стоимости владения ИТ на 500 млн долл в год, начиная с 2015 года. С точки зрения ИТ, все процессы управления и эксплуатации инфраструктуры оказались консолидированы в одном месте, что значительно повышает их гибкость и надежность. Кроме того, ЦОД построен с использованием технологий, минимизирующих вредное воздействие на окружающую среду.
В 2012 году планируется запустить второй ЦОД в Сколково, и "Сбербанк" будет обладать самой совершенной системой хранения и обработки данных в финансовом секторе.
То, что не вывести в "облака"
Три доклада позволили взглянуть с разных сторон на проблему, которая всегда остается актуальной: оптимизация затрат на печать. Михаил Хургес, представитель компании "Сервис-Директ", непосредственно занимающийся оптимизацией процессов печати, рассказал об общих проблемах и структуре предложений в этой сфере, а Андрей Водолазский, начальник отдела системного администрирования НПО "Наука" – о собственном опыте модернизации системы печати в крупной государственной организации. Андрей Герасимов, начальник отдела ИТ компании "Мир Детства", в свою очередь рассказал об успешно проведенной оптимизации печати как об одном из участков проекта по общей оптимизации ИТ-инфраструктуры компании.
Во многих организациях система печати используется так, как это "сложилось исторически": "зоопарк" принтеров, небольшое количество сетевых устройств, несколько обслуживающих компаний и отсутствие бюджета на модернизацию. Между тем, печать – один из самых затратных участков в жизненном цикле документов.
С этим и столкнулось ИТ-руководство НПО "Наука". 300 принтеров, находящихся у них в эксплуатации, оказались практически неуправляемой системой. ИТ-специалисты рассчитали, что внедрение новой системы печати позволит в течение трех лет сэкономить до пяти миллионов рублей, однако их проект не нашел поддержки из-за больших единовременных затрат. Такая ситуация, увы, типична.
Что может предложить компания - аутсорсер печати? Чаще всего – перенос печати на производительные сетевые устройства. Скорость печати значительно возрастает, а стоимость копии может упасть в два-три раза. Эти устройства могут находиться в лизинге, что заметно снижает затраты клиента. Кроме того, эксплуатацией, обслуживанием, модернизацией системы печати занимается одна компания, что повышает надежность всей системы и делает ее более прозрачной.
В компании "Мир детства", производителе детских товаров, к оптимизации ИТ- инфраструктуры подошли комплексно. Были виртуализированы все business-critical приложения, многие процессы отданы на аутсорсинг, в их числе – печать. В итоге, значительно сократились затраты на расходные материалы и ремонт, а также на хранение и утилизацию использованных расходников.
Без почты – никуда
Какие бы информационные технологии не использовались в бизнесе, от своевременной доставки отваров и корреспонденции зависит само существование бизнеса. Сергей Лапин, первый заместитель генерального директора "СПСР-Экспресс", рассказал о создании ИТ-инфраструктуры крупнейшего оператора доставки. Компания поставила перед собой задачу предоставить заказчикам одинаковый уровень сервиса вне зависимости от того, в какой точке России они находятся. На сегодня она имеет 200 филиалов по России, обслуживает более 4 тыс. населенных пунктов и ежедневно пропускает через свою логистическую систему до 60 тонн грузов. Компанию выбрали своим оператором доставки крупнейшие интернет-магазины, поэтому уровень сервиса и его бесперебойность особенно важны.
Для создания единого информационного пространства компании было разработано типовое инфраструктурное решение для филиала, при создании которого широко использовалось программное обеспечение open source. Большая часть ИТ-процессов была централизована: организация связи и доступа в интернет, поддержки и обслуживания. Кроме того, контакт-центр компании был вынесен в Смоленск, что снизило затраты на его эксплуатацию. Система продолжает развиваться, но уже сегодня понятно, что основная цель достигнута.
Области разные – подход один
То, что оптимизация и развитие ИТ-инфраструктуры подчиняются одним и тем же законам, было видно на примере докладов из совершенно разных областей.
Юрий Зеленков, директор по информационным технологиям НПО "Сатурн" ("Объединенная двигателестроительная корпорация"), рассказал о подходе к построению гибкой ИТ-инфраструктуры, отвечающей требованиям динамичной предметной области. Одной из задач, стоявшей перед руководством компании, было сокращение продолжительности проектирования двигателей. Ключевыми моментами, позволившими успешно справиться с этой проблемой, был вывод большей части проектирования на субподряд (фактически, аутсорсинг) и создание виртуальной среды проектирования, в которой ресурсы рабочих групп используются наиболее эффективно.
Группа "Полюс-Золото", крупнейшая российская золотодобывающая компания, столкнулась с ситуацией, нетипичной для многих других компаний. Руководитель службы ИТ Василий Долгов рассказал, что предприятия группы расположены за Уралом, в местности со сложным рельефом, где качественная связь и квалифицированные ИТ-сотрудники по сей день остаются проблемой. Для нормальной, управляемой эксплуатации ИТ-инфрастркуктуры группы сервисная часть ИТ была выделена в отдельную компанию, базирующуюся в Красноярске. По сути, сервис и эксплуатацию вывели на аутсорсинг.
Павел Литвинов, директор департамента ИТ "Независимой лаборатории «Инвитро»", поделился с участниками опытом оптимизации процессов управления инфраструктурой в распределенной компании, имеющей множество небольших точек присутствия в российских городах. В "Инвитро" упор был сделан на создание единой многоуровневой службы поддержки, имеющей инженеров в местах присутствия компании. Централизованный прием и распределение заявок пользователей позволил внедрить превентивный подход к обработке инцидентов, снизить затраты на ИТ и повысить надежность системы в целом.
Антон Хавторин / CNews
Презентации участников конференции