Облачные технологии и сервисы в 2011 г. подошли к завершению процесса становления и формирования базовых понятий. От теории, интересной лишь ИТ-специалистам, общество переходит к обсуждению конкретных проектов и примеров применения облачных технологий в разных сферах экономики. Круглый стол "Услуги из "облака": спектр выбора", проведенный CNews 23 ноября, был посвящен прикладным аспектам применения облачных технологий и сервисов.
2011 год можно с уверенностью назвать ключевой вехой в истории "облаков". Именно в этом году бизнес и ИТ окончательно определились в понимании того, что считать "облаками", какие ожидания они могут оправдать и на что рассчитывать не следует. Ряд крупных международных компаний пришел к широкому использованию частных "облаков", а многие компании в секторе малого и среднего бизнеса всерьез рассматривают возможность отказа от традиционной модели ИТ-инфраструктуры в пользу публичных "облаков" от крупных провайдеров. По данным Cloud.com, Zenoss и BitNami, более 60% респондентов разрабатывают стратегию внедрения "облаков", а треть опрошенных уже использует их. По данным агентства Gartner, к 2015 г. более половины госуслуг будет поставляться из "облаков".
В России, несмотря на настороженное отношение к "облакам", во второй половине 2011 г. стартовал ряд заметных облачных проектов: компания Softline запустила сервис на базе SAP, "Билайн" запустил свой "Office 365", заработал магазин облачных приложений от МТС и т.д. Одним словом, ландшафт "облаков" в мире и в России меняется и становится все более привлекательным для конечных пользователей.
"Билайн" вструпает в диалог машин
О применении облачных технологий в такой относительно новой для российского телекома сфере, как M2M (machine to machine), участникам круглого стола рассказал Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО "ВымпелКом". "Билайн Бизнес" совместно с Jasper Wireless недавно вывел на рынок SaaS-продукт — "Центр управления М2М". Первое комплексное решение на этой платформе — это система мониторинга служебного автотранспорта, позволяющая отслеживать маршруты передвижения машин, передавать служебные SMS, email и другую информацию. Разработчики будут развивать свою платформу и собираются выпустить на рынок новые М2М-продукты.
Мировой рынок М2М — систем обмена информацией между цифровыми устройствами через каналы связи — в последние годы активно развивается. Активная база SIM-карт сотового сегмента M2M ежегодно растет примерно в полтора раза; к 2014 г. ожидается 300 млн активных карт и годовой сервисный оборот в 22 млрд долл. В России с 2011 по 2015 г. прогнозируется рост активной базы в 10 и более раз. Основные причины такого роста — развитие системы мониторинга транспорта, включая ЭРА ГЛОНАСС ; модернизация и автоматизация АСУ в части энергетики, ЖКХ и других отраслей; рост рынков ритейла и бытовой электроники.
Хранилище для Татарстана
Заместитель директора ГАУ "Технопарк в сфере высоких технологий "ИТ-парк" Искандер Динисламов сделал доклад об опыте использования облачных технологий в рамках программы "Электронный Татарстан". С 2005 г. в Татарстане развивается республиканская система электронного документооборота, а в 2008 г. был построен дата-центр, сосредоточивший все государственные документальные ресурсы — единое хранилище для всех министерств и ведомств. Сегодня в нем собрано около четырех с половиной миллионов документов и девять миллионов резолюций. Ежедневно к ним добавляется 7,5 тысяч новых документов и 16 тысяч резолюций. В системе зарегистрировано 25 тысяч пользователей, имеющих постоянный доступ к рабочим материалам. Практика 6 лет эксплуатации показала, что эффективность документооборота в государственных структурах Татарстана значительно возросла.
ПИК: управление информацией в "облаке"
Сергей Потапов, ИТ-директор группы компаний ПИК, на ее примере проанализировал в своем докладе потенциал облачных сервисов для бизнеса. Важная тенденция последних лет в ИТ — переход ИТ-инфраструктуры на аутсорсинговую модель. Это позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и одновременно снижать затраты. Однако даже при таком подходе ИТ-департаменту бывает трудно соответствовать всем требования бизнеса, если он развивается быстрее информационных технологий. Что же делать? Решение проблемы — в постепенной смене роли ИТ-департамента с технической на управленческую. Роль этого депертамента в эффективной современной компании — управление не инфраструктурой, а информацией. Такой подход хорошо укладывается в рамки современных облачных тенденций и технологий, отделяющих информацию от физической инфраструктуры.
General Motors отдает свои данные Amazon
Андрей Федотов, CIO "GM Россия и СНГ", в своем докладе рассмотрел как общие тенденции развития ИТ и рынка облачных технологий, так и практику построения и применения "облаков" в General Motors. Руководство этой транснациональной корпорации столкнулось с теми же проблемами в ИТ, которые знакомы большинству руководителей: рост затрат на поддержание ИТ в состоянии, адекватном растущим запросам бизнеса, и одновременное снижение эффективности ИТ-подразделений и процессов. По итогам анализа ситуации было принято решение вынести часть ресурсов и систем в "облака". Проанализировав предложения крупнейших облачных провайдеров (OpSource, Amazon Web Services, SoftLayer, SunGard и др. ), GM остановилась на Amazon. Сейчас корпорация реализует масштабный проект по выносу большей части своей ИТ-инфраструктуры в дата-центры Amazon. В итоге General Motors избавится от непрофильных ресурсов и сможет более эффективно использовать оставшиеся.
Облачный подход к здоровью
Максим Ветлугин, представитель сети клиник "Моя клиника", рассказал о том, как внедрение сервисной модели PaaS (Platform as a Service) повысило эффективность использования ИТ в сети медицинских учреждений. При использовании модели PaaS ИТ-подразделения потребителя сервиса управляют лишь двумя высшими уровнями в терминах ISO/OSI: данными и приложениями. Остальными пятью нижними уровнями управляет провайдер сервиса, снимая с потребителя непрофильные заботы. Провайдер при этом может быть как внешним, так и внутренним — это не имеет значения.
Алексей Назаров: Спрос на М2М решения растет в геометрической прогрессии
На вопросы CNews ответил Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес сегмента, «ВымпелКом».
CNews: Как меняется спрос на М2М-решения со стороны российских предприятий различных отраслей?
Алексей Назаров: Спрос на М2М решения как таковые растет в геометрической прогрессии. Еще несколько лет назад речь шла о локальных проектах в отдельно взятых отраслях, то теперь, ввиду очевидных преимуществ использования М2М решений на основе беспроводной связи, все больше предприятий и отраслей применяют М2М решения.