Российский сектор ТЭК переживает непростые времена - лицом к лицу столкнувшись с большой проблемой изношенности оборудования. Эта статья расходов стала основной для компаний отрасли, очевидным образом сокращая бюджеты на ИТ. Предприятиям по силам интеграционные проекты и внедрения стандартного корпоративного ПО, и лишь немногие решаются на масштабные и прорывные ИТ-шаги. О том, как изменить эту ситуацию и что может повлиять на рынок, говорили участники круглого стола "ИТ в ТЭК 2012", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.
Вопрос технической стороны организации подобной ИТ-системы вызвало активное обсуждение собравшихся специалистов, которое продолжилось в рамках выступления Сергея Журавля, руководителя продаж по работе с заказчиками в области ТЭК и промышленности NEC Neva Communication Systems. Г-н Журавель отметил несколько технологических решений, позволяющих защищать системы, подобные ВИС, и строить "умные" производства. К ним он отнес системы комплексной безопасности, которые контролируют состояние стратегических сооружений на объектах предприятий ТЭК (дата-центры, узлы связи, центры оповещений) с помощью видеонаблюдения и интеллектуального распознавания экстренных и кризисных ситуаций (детектирование подозрительных лиц, предметов, корректное распознавание перемещений людей и обычного давления ветра, контроль за температурой и утечками газа или горючих материалов и так далее), поддержкой биометрической аутентификации и иных защитных технологий. В портфеле NEC есть также и тепловизорное оборудование, необходимое для распознавания тепловых утечек и огня, а также линейка телеком-устройств для организации сетей связи.
О прикладных решениях для информатизации предприятий ТЭК рассказали Юрий Хомяк , директор по продажам компании "ВидеоМост". Он рассмотрел основные кейсы применения видеоконференцсвязи в ситуациях с территориально распределенными компаниями с целью повышения эффективности взаимодействия их филиалов.
Игроки все понимают
Несмотря на существование очевидного технологического отставания российского сектора ТЭК от Европы и США, отечественные игроки рынка признают свои недоработки и готовы активно развиваться в сторону эффективности. Так, Алексей Вексин, главный эксперт департамента информатизации и бизнес-технологий "Холдинга МРСК", привел оценочные количественные и качественные показатели недостатков существующей архитектуры отрасли электроэнергетики России. Среди них он отметил не гибкую схему генерации электричества в периоды снижения потребления, низкий потенциал развития текущих сетей (рост присоединенной мощности увеличивает объемы незагруженных мощностей, зарезервированных для пиков, а опережающий рост непромышленного потребления превышает возможности экстенсивного развития), а также иерархическую топологию управления сетью (низкое быстродействие и ограниченность в принятии решений ввиду высокой сложности системы, при этом сам потребитель почти исключен из цепочки управления сервисом).
Тем не менее, выход из данной ситуации есть. Для этого потребуются переход от централизованной, жестко-контролируемой сети, основанной на крупных генерирующих объектах, к децентрализованной, интеллектуальной и интерактивной для частных и мелкомоторных потребителей, а также изменение бизнес-модели отрасли, отношений со всеми заинтересованными сторонами, включая сбыты, регулирующие органы, поставщиков услуг, технологий и всех потребителей электроэнергии. Г-н Вексин отметил, что новая бизнес-модель МРСК требует реструктуризации бизнес-процессов и модернизации инфраструктуры, находящейся в управлении холдинга. Вследствие этого требуется строительство новой инфраструктуры "умного учета", обеспечивающей интерактивность потребителя, при этом существующая инфраструктура генерации и транспорта энергии не нуждается в реструктуризации, необходима лишь информатизация (автоматизация). Ответственность за функционирование новой модели лежит на распределительных компаниях "Холдинга МРСК". В качестве примера он привел три пилотные зоны, где реализуется новая концепция, – это Калининград, Белгород и Пермь. Так, в последнем городе уже ведется апробация различных технических решений, позволяющих собирать информацию с приборов учета в единую базу данных, контролировать баланс и фиксировать потери электроэнергии, автоматизировать бизнес-процессы МРСК и интегрировать смежные системы. Потребители на местах получили абонентский портал с возможностью просмотра статистики использования электричества через личные кабинеты в интернете и с помощью смартфона. По результатам пермского эксперимента МРСК будет запускать аналогичный проект на Северном Кавказе.
Александр Щеканов, первый заместитель начальника департамента ИТ ФСК ЕЭС, коснулся вопроса автоматизации бизнес-процесса энергетической компании по энергосбережению в рамках исполнения приказа ФСТ России №12-э "Об утверждении формы отчета о фактическом исполнении "Федеральной сетевой компанией единой энергетической системы" установленных требований к программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Так, он представил архитектуру и основные схемы работы АС МиАЭ, запущенной в рамках КИСУ "ФСК ЕЭС" для возможности мониторинга, анализа энергосбережения, хранения и обработки результатов энергетического обследования на базе программного комплекса SAP.
Про необходимость и целесообразность применения бизнес-аналитики в ТЭК говорили представители компании SAS – Вероники Митрошкиной и Сергея Абрамова. В частности, они рассказали о том, как аналитические решения позволяют получить экономический эффект: не только снизить производственные затраты в пределах 3,5-5%, но и увеличить прибыль на 1-5% и вернуть инвестиции с показателем до 590%. Это же упомянул и Владимир Ворожихин, генеральный директор АНО "Агентство практического энергосбережения ЦФО", утверждающий, что поскольку ТЭК составляет треть объема промышленного производства России и доходов консолидированного бюджета, половину доходов федерального бюджета, две третьих экспорта, почти половину валютных поступлений, он имеет возможности использования ИТ и BI. Тем не менее, эксперт предостерег, что важно правильно определить приоритеты – ошибка в стратегической отрасли будет решена нескоро: инвестировав все возможные средства, в год можно будет обновить 4% фондов, т.е. жизненный цикл решения 25 лет.
Презентации участников конференции