Рынок аутсорсинга в России дошел до той стадии зрелости, на которой клиенты готовы отдать, а подрядчики – принять на аутсорсинговое обслуживание любые сервисы. Исключение составляет только управление бизнесом, передача которого на сторону означает конец развития или потерю компании. Этот факт отметили участники конференции «ИТ-Аутсорсинг: антикризисная оптимизация», проведенной 14 апреля агентством маркетинговых коммуникаций CNews Conferences совместно с аналитическим агентством CNews Analytics.
В IV квартале 2014 г., несмотря на кризисные тенденции, а где-то и благодаря им, рынок аутсорсинга в России вырос на 4%, считает IDC. Прогноз на 2015 г. составляет 4,5% (Gartner), при этом расходы на ИТ-аутсорсинг будут стабильно расти до 2018 г.
Директор по ИТ Финансового университета при правительстве РФ Владимир Соловьев видит в росте охвата аутсорсингом все новых и новых сервисов большой потенциал для появления новых моделей бизнеса. В целом новые модели становятся возможны благодаря трансформации деятельности организаций: рынки материальных продуктов превращаются в рынки интеллектуальных и цифровых продуктов, средства производства демократизируются, нишевые предложения обзаводятся «длинными хвостами» с большими возможностями, клиенты имеют больше возможностей для самообслуживания, становятся нормой бесплатные ценностные предложения.
В качестве примера Владимир Соловьев назвал гипотетическую, но вполне вероятную модель бизнеса будущего, смысл которой в том, что продаваться будут не автомобили, а документация для их самостоятельного изготовления и кастомизации. Каждый обладатель 3D-принтера сможет «напечатать себе машину», и лишь некоторые будут отдавать эту задачу автопроизводителям.
Считайте ваши денежки
Рост интереса к аутсорсингу вызван в первую очередь экономическими причинами. Респонденты говорят о сокращении расходов на ИТ до 30–60%, приводит цифры председатель комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров Марина Аншина. Но это означает не дешевизну самого аутсорсинга, а возможность оптимизировать расходы и повысить гибкость собственного бизнеса. В частности, при управлении парком устройств печати организация может сократить издержки на 10–30%, считает менеджер по работе с заказчиками PPS IPG компании Hewlett Packard Анна Якупова.
Новые модели бизнеса
Источник: Финансовый университет при правительстве РФ, 2015
До сих пор многие заказчики считали, что могут самостоятельно управлять своими принтерами, копирами, сканерами и МФУ: не такое это сложное дело регулярно менять расходники и приглашать мастера для профилактики и ремонта устройств. Однако с ростом бизнеса и увеличением потребностей в печати становятся слишком сложными и дорогостоящими процессы обслуживания парка устройств. Поэтому сегодня не только крупный и средний бизнес, но и госзаказчики обращаются к поставщикам соответствующих услуг. В качестве примера модели обслуживания Анна Якупова привела стандартный сервисный контракт по управлению средой печати, который называется HP MPS. Он исполняется по схеме «все включено» и предусматривает полный цикл обслуживания, начиная от проектирования парка и до контроля качества и обеспечения прозрачности данных отчетности перед заказчиком.
Контроль и оценка деятельности аутсорсера
Источник: Российский союз ИТ-директоров, 2015
Остальные причины популярности аутсорсинга, по оценке Марины Аншиной, – это рост зрелости облачных сервисов вместе с увеличением мобильности, а также повышение специализации, превращение обслуживания в рутинную деятельность. Появляются целые цепочки аутсорсеров, то есть отрасль структурируется, внутри нее появляются устойчивые связи между компаниями различных специализаций. Заказчики уже понимают новую реальность и разрешают подрядчику привлекать любых субподрядчиков. Сами договоры с аутсорсерами становятся более зрелыми и грамотно составлены – еще недавно этот аспект был довольно серьезной проблемой в развитии рынка.
HP MPS: основные элементы
Источник: Hewlett Packard, 2015
Михаил Широков, начальник ИТ-отдела центра инновационного развития Москвы, показал на примере своей организации, как можно управлять ИТ-ресурсами в условиях экономического кризиса: «В государственных и муниципальных организациях руководство освоило новые технологии и стало делать заказы на конкретные ИТ-услуги, например, на ВКС. Особенность работы с чиновниками такова, что реализация запросов им нужна срочно, буквально «еще вчера», при этом они не обращают такое пристальное внимание, как бизнесмены, на затраты и процессы достижения результата». Для своевременного и качественного реагирования на требования руководства в центре инновационного развития провели стандартизацию сервисов, построили систему улучшения сервисов на базе ITIL v3, внедрили CMDB, облака, службу поддержки, разработали каталог ИТ-услуг. Сегодня Центр плотно занят переводом имеющихся систем и технологий на «российские рельсы», что позволит ему полноценно работать в новых условиях.
Источник: Центр инновационного развития Москвы, 2015
Несмотря на явно наметившиеся тренды, во многих организациях решения о переходе к аутсорсингу принимаются долго и мучительно. Руслан Вагизов, исполнительный директор ICL Services, рассказал, что во многих случаях реакция сотрудников – не топ-менеджеров – компании-заказчика на аутсорсеров резко отрицательная: «Мы же пришли забрать у них работу, это значит, что они могут попасть под сокращение из-за контракта с нами. Поэтому приходится налаживать отношения с людьми. Нормальный аутсорсер сам оценивает потенциал сотрудников клиента и предлагает им работу. Сокращение персонала ИТ-отдела на 30% – это реальность, так происходит в жизни. Во время одного из таких сокращений мы взяли к себе на работу 10% людей, еще 10% проектных сотрудников остались без задач и ушли, а остальные были сокращены и не взяты нами, так как оказались неэффективными».