страницы:

Критичный процесс для BI-системы, по оценке Шеленцова, - рост объемов данных. Размер базы данных необходимо регулярно планировать, чтобы избежать ее нецелесообразного и неконтролируемого роста. В качестве примера, представитель "Вымпелкома" рассказал, что первоначально в компании планировалось увеличение дискового пространства для нужд BI-системы в текущем 2010 году на уровне 50 террабайт. Однако, проанализировав данные, специалисты увидели, что первоначальных, необработанных данных хранится больше, чем агрегированных. После консультаций с подразделениями-заказчиками сервисов BI-системы, для ряда первоначальных данных была установлена фиксированная глубина хранения, а в некоторых случаях был снят гриф "хранить вечно". В результате требования к дополнительному дисковому пространству на 2010 год были существенно снижены. Еще одна важная проблема на первоначальной стадии становления BI-системы – рост количества отчетов. В рамках BIIS на сегодня более 1000 отчетов, причем их количество стабилизировалось примерно на этом уровне, т.е. количество новых отчетов, вводимых за год, примерно равняется количеству отчетов, выводимых из активного пользования.

Лидеры BI-платформ, 2009

Источник: Gartner, 2009

К числу специфических проблем использования BI-системы Шеленцов отнес случаи, когда бизнес-пользователи свои собственные ошибки пытаются списать на BI. И здесь очень важна поддержка высшего руководства компании, понимающего назначение BI как современного интеллектуального инструмента поддержки принятия правильного решения, и тот факт, что собственно решение все равно принимает (и несет ответственность за него), конечно, сотрудник. В целях повышения взаимного доверия и взаимопонимания, представитель "Вымпелкома" отметил и важность регулярного проведения опросов внутри компании, позволяющих оценить уровень удовлетворенности сервисами.

Коснувшись проблем развития корпоративной BI-системы, докладчик отметил, что на него влияют не только внутренние процессы, но и события на рынке BI-решений в целом, а именно крупные сделки по покупке одних вендоров другими, изменяющие и ценовую политику, и подходы к продвижению продуктов. В результате внутри корпоративной BI-системы могут успешно сосуществовать различные, порой конкурирующие на рынке программные продукты, и это, по мнению Сергея Шеленцова, нормально.

На российском BI-рынке помимо решений от таких общепризнанных лидеров как SAP, Microsoft или IBM, востребованы и новые технологические решения от менее известных компаний. Борис Михалин, начальник отдела Business Intelligence ДИТ торгового дома "Копейка", рассказал об опыте внедрения BI-системы на базе QlikView (решение компании QlikTech), отметив попутно, что компания получила "хорошую систему за хорошие деньги". В числе удобств системы QlikView, докладчик отметил, что она позволяет подготавливать для бизнес-пользователей отчеты в различных форматах, и в том числе в понятном для многих пользователей формате Excel. В числе проблем – определенные трудности с организацией единой справочной системы компании, объединяющей справочные системы всех источников данных. На стадии подготовки проекта внедрения BI-системы, подчеркнул Михалин, очень важно привлекать в качестве экспертов сотрудников компании по каждому направлению работы – это существенно облегчает процесс внедрения, поскольку, во-первых, помогает правильно понять текущее состояние бизнес-процессов, а во-вторых, сократить расходы на внедрение системы, обходясь по возможности без дорогой сторонней экспертизы. В результате внедрения BI у бизнес-пользователей всех уровней, от рядовых сотрудников до топ-менеджеров, появилась возможность извлекать, консолидировать и анализировать в наглядном виде данные из всех источников (ERP-система, SQL-базы, отчеты Excel).

Структура продаж BI, 2009-2008*

*По данным Gartner

Источник: CNews Analytics, 2010

В отличие от "ТД Копейка", в банке "ВТБ 24" выбрали решения одного из лидеров BI-рынка – компании SAS. Сергей Анохин, вице-президент "ВТБ 24", отметил, что на первоначальном этапе внедрения BI-системы основная задача проекта состояла в поддержке новых инициатив банка в области целевого маркетинга, т.е. предложения клиентам персонализированных продуктовых пакетов. Соответственно, была проведена сегментация клиентской базы, перестройка продуктовой линейки, банковской PR-компании в поддержку продаж новых продуктовых пакетов, сохранению лояльности действующих клиентов. В результате, уже в 2008 году (старт проекта – декабрь 2007-го) операционная прибыль с лихвой окупила инвестиции в BI-проект. Несколько сложнее обстояло дело со снижением стоимости получения отчетности. В целях оптимизации затрат была поставлена задача снижения дублирования отчетов в департаментах банка, построения единого автоматизированного процесса получения отчетности. Данный проект стартовал в январе 2009 года и продолжается до сих пор, количество отчетов на сегодня снижено с 250 до 100. Один из важных нематериальных активов внедрения BI, по мнению Анохина, - повышение качества информации, ее детализации и визуализации. В частности, в данный период в банке для руководства запускается система визуализации ежедневно предоставляемых агрегированных и расцвеченных отчетов по отклонениям от бизнес-нормативов.

Уже упоминавшаяся логическая цепочка "внедрил ERP – пора внедрять BI", в случае с крупным бизнесом, похоже, оправдывает себя на 100%. Владимир Чибисов, директор по развитию бизнес-систем МХК "ЕвроХим", рассказал участникам КС о том, как, потратив однажды порядка 50 млн долл. на Oracle Business Suite, руководство компании не получило эффективного инструмента управления. И только строительство и внедрение собственного BI-решения, как надстройки над ERP-системой, привело к необходимому результату. При строительстве корпоративной BI-системы ЕвроХима были использованы как решения от ведущих вендоров (Oracle BI EEE Plus, People Soft, Business Object, Cognos и JD Edwards), так и собственные разработки. Если оценивать экономическую эффективность BI-проекта в конкретных суммах, то, как отметил Владимир Чибисов, это достаточно сложно, поскольку BI охвачены почти все направления деятельности компании (система внедрена на 80%), что позволяет компании экономить ежемесячно порядка 2 млн долл.

Алексей Воронин / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Сергей Анохин, "ВТБ 24". Оценка отдачи от внедрения BI на опыте "ВТБ 24"
Презентация Максим Войцеховский, Microsoft. Технологии Microsoft для бизнес-аналитики
Презентация Федор Краснов, "АКАДО". Управление оттоком абонентов с помощью BI
Презентация Борис Михалин, "Копейка". Потенциал аналитических систем в кризисное время. Практика применения BI-решений в рознице
Презентация Елена Онишко, МГИМО. Перспективы использования аналитических систем класса BI в сверхкрупных информационных системах
Презентация Юрий Пешков, TopS Business Integrator. Факторы, влияющие на успех BI проекта
Презентация Мария Попова, CNews Analytics. Рынок BI в России: кто и как формирует
Презентация Владимир Чибисов, "ЕвроХим". Инновации в Business Intelligence
Презентация Андрей Шалыгин, "РФК". BI как основной инструмент финансовых корпораций
Презентация Сергей Шеленцов, "Вымпелком". Работа со зрелым BI решением на примере Вымпелкома
Презентация Скачать все презентации (архив)

страницы: