ИТ-стратегия призвана обеспечивать надежные тылы любому бизнесу. Она, по сути, ничто иное как взгляд CIO на бизнес – план и одновременно набор действий для выполнения ключевых бизнес-направлений. Универсальных рецептов разработки стратегии не существует. Каждому ИТ-директору нередко приходится изобретать свои велосипеды. Это касается и содержимого, и объема, и даже внешнего вида ИТ-стратегии.
Олег Павлов считает, что идеальной и гарантированно успешной ИТ-стратегии не существует. Они все разрабатываются в условиях неопределенности. На это накладываются как внутренние, так и внешние факторы. Скажем, в крупных компаниях довольно часто меняются CIO. Нередко они просто не успевают разработать ИТ-стратегию, не говоря уже про ее реализацию. Частая смена руководства порой демотивирует рядовых сотрудников ИТ-подразделений. Ситуация, когда новый руководитель начинает заново внедрять систему, которую сносил предыдущий CIO, – не редкость в российских реалиях. Существенное влияние на ИТ-стратегии оказывает и развитие собственно информационных технологий. Стратегию в области прикладных систем невозможно планировать на длительные периоды. В свою очередь, стратегии в области компьютерной, сетевой инфраструктуры, центров обработки данных разрабатываются на более-менее длительные сроки, минимум лет на 5.
Зеленков Юрий, директор по информационным технологиям «НПО «Сатурн», тоже высказался категорически против долгосрочных ИТ-стратегий. Но такова нелегкая судьба компании, которая начинала как частная, а ныне является государственной. По его словам, даже кардинальное изменение организационной структуры, а именно через такой путь прошло НПО «Сатурн», поменяв матричную модель управления (2005 г.) на сервисную (2013 г.), требует среднесрочного планирования.
Приятная внешность
Особых требований к оформлению и объему ИТ-стратегии не существует. Для больших компаний уровня «Норильского Никеля», по словам Александра Михайлова, независимого консультанта, стоимость разработки масштабной стратегии консалтинговыми подразделениями компаний IBM, Microsoft начинается от $100 тыс.
Более простой вариант насчитывает около 15-ти страниц или слайдов. Такую стратегию проще обновлять – эту работу может сделать ИТ-директор самостоятельно без привлечения внешних консультантов. ИТ-стратегия может занимать и 2–3 страницы – такой вариант подойдет малым и средним компаниям, бизнес которых насчитывает около 5-ти направлений.
Поспешай неторопливо
Пожалуй, только компании из банковской и финансовой сферы регулярно разрабатывают ИТ-стратегии. И хотя сегодня в действующих банках мало кто занимается внедрением промышленных систем с нуля, их приходится поддерживать и сопровождать. Впрочем, некоторые банки все же меняют отдельные компоненты ИТ-системы. Например, в ВТБ24, как рассказал Алексей Газизов, директор департамента практик прикладных решений компании ОТР, были внедрены продукты Oracle, позволившие ускорить закрытие операционного дня.
Другой упомянутый Алексеем Газизовым тренд – это внедрение финансовыми компаниями не плохо интегрированных с основными модулями справочников, а полноценных MDM-решений (Master Data Management – управление основными данными) для доступа к всевозможной бизнес-информации о клиентах, продуктах, услугах, персонале и др.
Банковские услуги насчитывают сегодня десятки наименований – тут и депозиты, и кредиты, и кредитные карты, и онлайновые, и мобильные клиенты для управления счетами без посещения отделений банков. Поэтому ИТ-ландшафт весьма обширен. Он затрагивает не только корпоративные системы и технологии, но и клиентские системы, к которым доступ осуществляется через веб-браузер или специализированное приложение для мобильной ОС.
Именно в этой интернет- и мобильной сфере сегодня наблюдается целая война продуктов и технологий, и ИТ приходится маневрировать между множеством браузеров, смартфонных и планшетных систем, дабы не попасть на «минные поля». В целом, современные тренды в ИТ: мобильные технологии, «облака», новые способы дистрибуции софта и адаптация социальных сетей в бизнесе, – приводят к изменению парадигмы разработки.
Большая нагрузка ложится и на службы безопасности компаний, которым приходится реализовать новые способы и технологии защиты. Если что-то из этого списка не учитывается при разработке ИТ-стратегии, эффективность банковского бизнеса в конечном итоге снижается.
Корректировка ИТ-стратегии в банках, по словам Виктора Ковалева, руководителя направления по стратегическому планированию департамента управления сервисов банка «Хоум Кредит», происходит раз в полгода. Это наиболее оптимальный временной отрезок. Конечно, иногда возникают форс-мажоры, требующие срочных изменений в бизнес- и ИТ-стратегий. Один из примеров – 2008 г., когда случился финансовый кризис, и многие банки были вынуждены в буквальном смысле выживать. Этот случай, равно как случай с банком «Хоум Кредит», который несколько лет назад поставил перед собой задачу расширить кредитный портфель и войти в тройку лидеров российского финансового рынка, роднит одно – ИТ решает задачи стабильности работы «тылов», то есть, по сути, всей инфраструктуры. Алексей Михайлов, исполнительный директор MultiWealth, отмечает, что для инвестиционной компании приоритетными направлениями являются улучшение сервисов и внедрение новых способов продаж.
Особые условия
Совершенно противоположный пример – это госсектор, который в плане «бизнеса» развивается неторопливо. Принятая в октябре 2010 г. госпрограмма «Информационное общество» – это ИТ-стратегия в масштабах государства. В настоящее время она реализуется многими регионами. Перед «государственным» ИТ стоят такие задачи, как разработка технологической и инфраструктурной базы обслуживания социальных карт, к которым в будущем предполагается подключить все госуслуги, а при внедрении центров общественного доступа, инфоматов, то есть, по сути, компьютерных терминалов для доступа к информации, обеспечить должный уровень защиты.
По заверениям Александра Коробова, заместителя руководителя по информатизации и связи Республики Коми, большинство ИТ-проектов в Республике Коми уже либо реализованы, либо находится в завершающей стадии внедрения. Так, создана инфраструктура для поддержки электронного правительства и разработано методическое обеспечения для используемых в Республике Коми информационных систем. Сейчас создается единый информационный портал, который также будет использоваться в рамках программы «одного окна» для предоставления населению муниципальных услуг. Александр Коробов, впрочем, отмечает, что одна из проблем реализации программы заключается вовсе не в ИТ как таковом, а в том, что население зачастую не готово пользоваться информационными технологиями для получения госсулуг.
В заключение сошлемся на слова Марины Аншиной – ИТ меняется сегодня стремительно, и когда придет новое поколение менеджеров, они будут намного лучше разбираться в информационных технологиях, чем нынешние CIO. Сегодня же далеко не все предприятия готовы ко всем веяниям в ИТ. Потому разработка ИТ-стратегии – это один из способов подготовиться к извилистым дорогам бизнеса.
Сергей Лосев