Кризис научил бизнес экономить, в том числе, и на ИТ. Казалось бы, сегодня жить стало значительно проще, однако компании отнюдь не стремятся увеличивать расходы на информатизацию. Больше того, сегодня перед ИТ-подразделениями стоит сложнейшая задача: как обеспечить дальнейшее развитие, одновременно удерживаясь в рамках бюджета? Этот и другие ключевые вопросы отрасли обсуждались на круглом столе "Оптимизация затрат на ИТ-инфраструктуру: новые подходы", организованном CNews Conferences и CNews Analytics.
В 2010-2011 гг. одной из самых актуальных тем осталась оптимизация затрат на создание, модификацию и эксплуатацию ИТ-инфраструктуры. Подразделения ИТ, ставшие в последние годы полноправными участниками бизнес-процессов, в период кризиса переживали не лучшие времена. Не секрет, что в "хлебные" 2004-2008г. ИТ-инфраструктура предприятий создавалась со значительным запасом (зачастую и с избытком) мощности и зачастую была далека от оптимальной. Итогом кризиса стало значительное, иногда в разы, сокращение ИТ-бюджетов и персонала. Оптимизация ИТ-инфраструктуры, максимально эффективное использование всех имеющихся ресурсов при возросшем объеме задач стали жизненно необходимы.
В 2011г. в отрасли были де-факто установлены следующие приоритетные направления: повышение эффективности работы ИТ-поразделений; сокращение расходов на оборудование, ПО и ИТ-услуги; выведение части процессов на аутсорсинг, а также снижение TCO.
При оптимизации ИТ-инфраструктуры используется несколько подходов, от перехода на более дешевые технологии и продукты до виртуализации ресурсов и выстраивания сервис-ориентированной модели управления ИТ-процессами и ресурсами компании.
8 сентября 2011г. был проведен круглый стол, посвященный проблемам оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру. Среди приглашенных участников были представители ключевых направлений российского корпоративного бизнеса и госсектора: банков, страховых компаний, телекома, энергетики и т.д. Участники круглого стола поделились своим опытом оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру в условиях выхода из экономического кризиса.
Экономика должна быть экономной
По банковскому и страховому секторам кризис ударил едва ли не сильнее всех. Соответственно, и оптимизации затрат (не только на ИТ) уделялось повышенное внимание. На круглом столе присутствовали представители банков "АКБ Держава" (Дмитрий Завьялов, директор департамента ИТ), Home Credit and Finance Bank (Сергей Новицкий, директор департамента сопровождения ИТ) и компании "Росгосстрах" (Олег Куценко, руководитель дирекции инфраструктуры и сервисов).
В АКБ "Держава" при оптимизации использовался испытанный не одной компанией подход: стандартизация, повышение производительности труда и унификация, в рамках которой были проведены некоторые значимые мероприятия. Это сокращение количества производителей и конкретных моделей оборудования, а также номенклатуры расходных материалов и комплектующих, приведение рабочих мест к единому знаменателю. Кроме того, были модифицированы планы и правила развития ИТ-инфраструктуры. В результате складские запасы сократились от 3 до 7 раз по разным позициям.
В части стандартизации были полностью прописаны процедуры и регламенты управления ИТ-процессами к банке. Были учтены рекомендации ITIL и внедрена сервис-ориентированная модель. В части повышения производительности труда персонала интересным решением стало массовое использование на рядовых позициях молодых специалистов. В итоге, при значительном сокращении затрат качество работы ИТ-подразделений выросло на 30%.
В Home Credit and Finance Bank подход несколько отличался, что было обусловлено наличием у банка развитой сети филиалов. Упор был сделан на виртуализацию серверов приложений и снижение затрат на передачу данных. За счет виртуализации удалось повысить производительность приложений. В частности, время архивирования данных (важный показатель для банка, действующего во многих часовых поясах) снизилось на 30%. Использование более дешевых каналов передачи данных (при заданном уровне качества) позволило сократить операционные расходы в этой части вдвое.
Кроме того, был проведен ряд организационных мероприятий. Так, были созданы центры компетенции в Обнинске, Днепропетровске и Самаре, в разработке и сопровождении стал широко использоваться аутсорсинг и аутстаффинг персонала. Для контроля ИТ-процессов были учтены рекомендации ITIL, что позволило осуществлять проактивный мониторинг и управление сервисами. Несмотря на достигнутые показатели, оптимизация ИТ-структуры и ее эксплуатации продолжается, и в течение года планируется выйти на новый уровень управления.
В "Росгосстрахе" столкнулись с другими проблемами. В этой компании значимой статьей расходов была оплата телефонных разговоров с клиентами. Организация обслуживает свыше 25 млн клиентов, и в течение месяца время только входящих звонков составляет более миллиона минут.
Клиенты могли дозвониться до компании двумя способами: по бесплатным номерам 8-800 или по платному короткому номеру 0530 с мобильного телефона. Несмотря на невысокую стоимость звонков на короткий номер, объем звонков на него был в 60 раз меньше, чем на 8-800. Выход из ситуации нашелся после переговоров с операторами сотовой связи. "Большой тройкой" были разработаны специальные корпоративные тарифы: "Горячая линия " - "МегаФон", "Короткий номер контакт-центра" - "Билайн", "Короткий номер" – МТС. Для клиентов звонок на эти номера бесплатен, а для компаний обходится вдвое дешевле, чем звонки по 8-800. В итоге экономия затрат на обслуживание телефонных звонков клиентов составила 35%.
Как поддержать производство?
Промышленный сектор на мероприятии представляли компания "Тепло РКК "Энергия" и ГК ПИК.
По словам Антона Ушакова, заместителя исполнительного директора "Тепло РКК "Энергия", которая занимается обеспечением производства и транспортировкой энергоресурсов, а также реализацией инновационных технологий в отрасли, на начало 2010 года в компании работало около 500 человек, при этом весь парк вычислительной техники состоял из 20 ПК без инфраструктуры.