CNews Conferences и CNews Analytics организовали 10 октября 2013 г. конференцию «ИТ-аутсорсинг 2013». На ней во всех подробностях рассматривалось, что и как можно передавать на аутсорсинг, как обеспечить контроль за сторонними ресурсами и какие выгоды получает при этом заказчик.
Управление сервисами печати
Одна из форм аутсорсинга – это передача офисной печати сторонней компании, или иначе концепция MPS (managed print services). В Европе к аутсорсингу печати прибегают в половине случаев. Это нацелено на оптимизацию ИТ-расходов. О большой экономии, впрочем, говорить не приходится. В зависимости от типа организации на печать расходуется от 1% до 15% бюджета. Логистические и транспортные компании тратят на офисную печать около 2%, а специализированные маркетинговые и рекламные фирмы – до 15%. В среднем же, как отмечает Наталья Ушакова, менеджер по работе с корпоративными заказчиками по направлению MPS, HP, затраты составляют 5,9% от оборота компании. В России MPS только набирает вес – сегодня на этот вариант сотрудничества приходится около 5% контрактов.
В результате работы аутсорсера повышается продуктивность, безопасность печати, что, по словам Александра Лужкова, директора компании «СервисДирект», достигается за счет систем удаленного мониторинга, льготных цен на технику и расходники, а также консолидации печати.
Отрасль | Доля расходов на печать в общем объеме расходов компании,% |
Маркетинг и реклама | 14,79 |
Юриспруденция | 13,7 |
ИТ | 10,24 |
Здравоохранение | 8,56 |
Больницы | 7, 65 |
Финансы | 6,84 |
Телекоммуникации | 6,28 |
Банковские/финансовые услуги | 5,25 |
Бизнес-сервисы | 4,47 |
СМИ и развлечения | 3,97 |
Фармацевтика | 3,6 |
Страхование | 3,06 |
Логистика и транспорт | 2,02 |
Товары народного потребления | 1,64 |
Строительство и инжиниринг | 1,5 |
Нефтегазовый комплекс | менее 1 |
Источник данных: HP, 2012
Но всегда ли вот так просто передать офисную печать на аутсорсинг? Как оказалось, далеко не все MPS-провайдеры отвечают требованиям заказчика, особенно если он имеет территориально-распределенную организационную структуру. К слову, именно так организована компания ABB, предприятия которой разбросаны по всей территории России от Мурманска до Южно-Сахалинска. По словам Вячеслава Гайлуня, начальника отдела инфраструктуры ABB, в 2006–2007 гг. все организации холдинга числом более 30-ти были объединены в единое юридическое лицо. При этом возникла необходимость введения системного подхода к управлению парком оборудования в целом и системой печати в частности – используемые печатающие устройства не были унифицированы.
Для выхода из ситуации было решено воспользоваться аутсорсингом. Он должен обеспечить высокое качество печати и реализовать единые подходы к управлению всем печатающим хозяйством. Как рассказал Вячеслав Гайлунь, критерии выбора MPS-провайдера у компании были достаточно жесткие – он должен отвечать требованиям международного уровня, обеспечивать определенный условиями договора SLA, вести ежемесячную статистику, мониторинг, предоставлять резервный фонд расходных и запчастей, а также логистические услуги по поставке оборудования. В тендере участвовало несколько поставщиков, однако победивший в конкурсе MPS-провайдер провалил проект – он не смог оказывать услуги всем филиалам (покрыто было лишь 40% подразделений). В офисах ABB, расположенных в небольших городах, должный уровень SLA не был обеспечен. Лишь на второй итерации был найден MPS-провайдер – это вендор HP, который подошел ABB и по набору услуг, и по финансовым затратам на сопровождение офисной печати.
Инсорсинг или аутсорсинг
Один из наиболее интересных аутсоринговых проектов последнего времени, реализованных в банковской сфере, – это передача АБС (автоматизированной банковской системы) внешней компании. На этот шаг пошел сравнительно небольшой банк «Монолит», основанный в 1992 г. и обслуживающий ряд предприятий металлургического комплекса России, а также торговые и строительные компании Москвы и Санкт-Петербурга.
В прошлом году банк принял решение о развитии бизнеса и увеличении количества точек продаж. Вслед за этим, конечно же, потребовалась бы технологическая модернизация банка. Однако, как рассказывает Олег Коротков, вице-президент КБ «Монолит», бизнес принял решение не инвестировать в собственные центры обработки данных, не расширять штат ИТ-подразделения, а воспользоваться аутсорсингом.
Схема подключения офисов банка к АБС на аутсорсинге
Источник: КБ «Монолит», 2013
В результате автоматизированная банковская система передана на обслуживание сторонней компании, которая осуществляет ее обслуживание и поддержку. При этом защита обеспечивается множеством средств: это брандмауэры Check Point, и сертифицированная ФСБ криптография, и средства физической защиты серверов, а также компоненты для круглосуточного мониторинга оборудования. Проект стартовал в июне 2012 г. В течение месяца был выбран поставщик решения и подписаны необходимые соглашения, а с июля прошлого года началось внедрение – сначала мигрировал головной офис, а вслед за ним ряд филиалов. С конца 2012 г. по сегодняшний день к созданной аутсоринговой АБС подключаются новые офисы и филиалы банка.
Негативный опыт
Аутсорсинг – не единственный способ добиться экономии на ИТ. Денис Габадулин, начальник отдела системного анализа специализированного депозитария «Инфинитум», в своей презентации процитировал слова Барака Обамы о «необходимости бороться с аутсорсингом и способствовать созданию рабочих мест в США» и отметил, что далеко не всегда аутсорсеры честны перед заказчиком.
Опыт автомобильной компании Sollers – еще одна иллюстрация, когда аутсорсинг невыгоден. Компания объединяет несколько производственных площадок, на которых выпускаются внедорожники и грузовики. С 2011 г., кроме того, она сотрудничает со многими западными вендорами, включая Ford, Toyota и др., а также занимается совместным выпуском автомобилей. Как отметил Иван Михайлов, заместитель директора по ИТ «Соллерс», с точки зрения развития ИТ-инфраструктуры в Sollers было все в порядке – существовала и сеть распределенных центров обработки данных, и сеть передачи данных, высок был и уровень информатизации бизнес-процессов от планирования до сбыта. Однако прямые расходы на ИТ были высоки.
В 2013 г. было принято решение выделить ИТ-службу в дочернюю компанию Prof-IT Group, которая специализируется на системной и сетевой интеграции, консалтинге, а также поставке и обслуживании оборудования. Иначе говоря, она выполняет типичные аутсорсинговые функции, но в виде инсорсинга. ИТ-подразделения, прежде обслуживающие различные производства Sollers, включая Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), Заволжский моторный завод (ЗМЗ), «Соллерс-Дальний Восток» (ДВ) и центральное Московское отделение (МСК), переданы в отдельную ИТ-компанию с числом сотрудником 150 чел.
Такой подход позволил сравнивать качество и затраты на ИТ-услуги со среднерыночными и на основе этого оценивать эффективность ИТ-службы, избавляться от непрофильных направлений ИТ и стандартизировать все используемые в компании ИТ-решения. Еще одна цель – это обеспечение дополнительного дохода от внешних клиентов. Сегодня Prof-IT Group, помимо обслуживания материнской компании, исполняет роль аутсорсера или интегратора для других заказчиков.
Динамика количества ИТ-сервисов в Sollers
Источник: Sollers, 2013
Итог конференции подвел Михаил Рыстенко, директор по ИТ компании «Альбатрос Карго». Обобщая все сказанное, он отметил, что при аутсорсинге риски – если не постоянный, то очень частый гость, и сделал вывод: аутсорсинг это далеко не всегда дешевле.
Сергей Лосев